Выставка Витторе Карпаччо в Венеции
Главной сенсацией выставки стала встреча двух частей произведения, разлученных при неизвестных обстоятельствах в конце XVIII века. «Две дамы» из музея Коррера наконец соединились с «Охотой в лагуне» из коллекции музея Гетти в Лос-Анджелесе. Небольшое произведение, написанное Карпаччу примерно в 1496-1498 годах, уже много лет остается загадкой для искусствоведов, любителей иконоведения и реставраторов. Ученые исписали тысячи страниц, пытаясь объяснить, кто эти загадочные дамы, потому что картинка словно вырезана.
Витторе Карпаччо. Две дамы, c.1492-1494. Дерево, масло. Беговой музей. Венеция
Случайно найденный в Риме в 1944 году старый стол с темной росписью был одной из недостающих частей «Двух венецианок».
Витторе Карпаччо. Охота в долине (спереди), ок. 1492-1494 гг. Дерево, масло. Лос-Анджелес, Музей Дж. Пола Гетти
Сцена охоты в венецианской лагуне позволяет реконструировать пространство, в котором находятся женщины, представленные Карпаччу.
В картине «Размышление о Страстях Христовых» Витторе Карпаччо вернулся к теме мистического опыта. Художник представляет мертвеца с пронзенными ладонями, ступнями и раной в бок Христа, о страданиях которого размышляют святые Иероним и Иов. Жером сел, погруженный в себя, опираясь рукой на грудь, Джоббе вслух рассуждал, скрестив ноги и жестикулируя. В портрете заметно влияние Андреа Мантеньи и Джованни Беллини с их любовью к созерцательному состоянию и сложной символикой картин.
Витторе Карпаччо. Размышление о Страстях Христовых, ок. 1494-1496 гг. Дерево, масло. Метрополитен-музей
«История святой Урсулы» — цикл картин Витторе Карпаччо, заказанный семьей Лоредан для школы святой Урсулы в Венеции. История жизни и мученичества Урсулы была одним из самых популярных сюжетов позднего Средневековья. Созданная в «Золотой легенде», она легла в основу многих произведений искусства. Карпаччо, вероятно, знал итальянский перевод книги, напечатанный в Венеции в 1475 году. На одной из картин цикла Урсуле во сне явился ангел, возвещающий ей скорую мученическую кончину, символом которой является пальмовый лист. Композиция с ангелом, напоминающая сцену Благовещения, говорит о небесной миссии Урсулы. Все это происходит в уютной спальне венецианского патриция с высокой нишей, с экстравагантными растениями на окнах.
Витторе Карпаччо. Сон святой Урсулы, ок. 1500. Холст, масло. Галереи Академии, Венеция
Витторе Карпаччо. Дож Леонардо Лоредан, ок. 1501-1504 гг. Дерево, масло. Фонд гражданских музеев Венеции, Museo Correr
Scuola di San Giorgio degli Schiavoni была основана в 1451 году выходцами из Далмации, в основном моряками и ремесленниками славянского происхождения. В 1502 году Витторе Карпаччо получил заказ от Скуолы на несколько картин для украшения зала собраний братства Альберго. Сюжет картины «Видение святого Августина»: Августин, не знавший о смерти Иеронима, решил написать ему письмо и задать некоторые богословские вопросы. Внезапно его келья осветилась сверхъестественным сиянием, и послышался голос Иеронима, говорящего, что его душа покинула тело и теперь обитает на небесах. Затем он ответил на вопросы Августина о Троице, рождении и исшествии Сына от Отца, небесной иерархии и тому подобном. Карпаччо, вероятно, изобразил св. Августина в образе покойного кардинала Виссариона Никейского — покровителя Школы, основателя библиотеки св. Марка и, скорее всего, единственного кардинала, носившего в это время бороду. Как выдающийся ученый своего времени, Виссарион был подходящим кандидатом на роль Августина.
Витторе Карпаччо. Видение святого Августина, 1502. Холст, масло, темпера. Скуола Сан-Джорджо-дельи-Скьявони, Венеция
Эффектна «Битва святого Георгия с драконом», где на фоне каменистой пустыни, усыпанной останками жертв чудовища, кажется красивый светловолосый рыцарь верхом на черном коне и крылатый дракон, пронзенный копьем. расправиться с поверхностью ткани.
Витторе Карпаччо. Битва святого Георгия с драконом, ок. 1507. Холст, масло, темпера. Школа Сан Джорджио дельи Скьявони, Венеция
Другой вариант росписи с некоторыми изменениями был создан Карпаччиу в 1516 году для церкви Сан-Джорджо-Маджоре, где она хранится до наших дней.
Витторе Карпаччо. Святой Георгий и дракон. Четыре сцены мученичества св. Георгия, 1516. Холст, масло. Церковь Сан-Джорджо-Маджоре, Венеция
«История Марии» — цикл из шести картин Витторе Карпаччо, выполненный для Scuola degli Albanesi, основанной выходцами из Албании, в Венеции. Художник уже получил признание циклом картин, посвященных святой Урсуле, а затем работал над оформлением Школы делла Скьявоне, основанной славянскими выходцами из Далмации. Между албанской и далматинской диаспорами существовало своего рода соревнование, и, чтобы не отставать от конкурентов, албанцы также решили предложить заказ популярному артисту. Сейчас картины хранятся во многих музеях Италии.
Витторе Карпаччо. Рождество Богородицы, ок. 1502-1503 гг. Холст, масло. Бергамо, Академия Каррары
Витторе Карпаччо. Вход Марии в храм, ок. 1502-1504 гг. Холст, масло. Пинакотека Брера, Милан.
Витторе Карпаччо. Аннунциата, 1504 г. Ca ‘d’Oro, Galleria Giorgio Franchetti, Венеция.
Витторе Карпаччо. Читающая Мадонна, ок. 1510. Холст, масло. Вашингтон. Национальная художественная галерея
Витторе Карпаччо. Бегство в Египет, 1516/1518 гг. Дерево, масло. Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия, коллекция Эндрю В. Меллона
На картине изображен знатный венецианский рыцарь перед своим замком у моря. Художник с зоркостью натуралиста зарисовал каждое растение, каждый цветок, каждого зверя, обитающего в рыцарском саду. Таким образом, картина, с одной стороны, дает верный образ модели в реальной обстановке, а с другой стороны, рыцарские мечты о странствиях и военных подвигах воплощаются в образе рыцаря на коне вороном.
Витторе Карпаччо. Молодой рыцарь, 1510. Холст, масло. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид
В 1511 году, когда чума вернулась в Венецию, настоятелю монастыря Сант-Антонио ди Кастелло явилось видение. Во время молитвы в храме он увидел, как вошли десять тысяч араратских мучеников. Согласно средневековой легенде, эти римские воины обратились в христианство во втором веке, отказались служить императорам и приносить жертвы языческим богам, отступили к горе Арарат и были там распяты. Вскоре после видения чума прекратилась, и Оттобони поручил художнику Витторе Карпаччо создать изображение, которое должно было запечатлеть это чудо.
Витторе Карпаччо. Явление десяти тысяч мучеников Араратских в церкви Сант-Антонио-ди-Кастелло, 1511 год. Галерея Академии, Венеция.
Цикл картин Карпаччу, посвященный жизни святого Стефана, был написан для «Школы святого Стефана» в Венеции.
Витторе Карпаччо. Рукоположение святого Стефана, 1511. Холст, масло. Staatliche Museums zu Berlin, Gemäldergalerie,
Карпаччу представляет Стефано, одетого в одежду дьякона 16 века. и проповедовать перед собранием внимательных слушателей. Он расположен на постаменте древней статуи, которая символизирует победу христианства над язычеством. Фигура с закрытым лицом позади группы сидящих женщин — христианская аллегория, представляющая иудаизм как женщину с завязанными глазами, слепую и глухую к благой вести Евангелия; мужчины, стоящие за ней, скорее всего, члены совета еврейской общины, обвинившие Стефана в богохульстве. Восьмиугольный баптистерий позади Стефана говорит о неизбежном торжестве христианства.
Витторе Карпаччо. Проповедь святого Стефана, 1514. Холст, масло. Париж, Лувр.
Молменти и Людвиг. Реконструкция интерьера. Scuola di Sant’Ursula с картинами Карпаччо, 1906 г.
Источник информации: palazzoducale.visitmuve.it