Выставка Витторе Карпаччо в Венеции

О самом Витторе Карпаччо (1460/1466-1525/1526) известно очень мало – он был венецианцем и сыном торговца кожей Петера Скарпацца; учился, скорее всего, у Джентиле или Джованни Беллини. Он наиболее известен своими живописными циклами, созданными для венецианских скуолей — светских братств.

Главной сенсацией выставки стала встреча двух частей произведения, разлученных при неизвестных обстоятельствах в конце XVIII века. «Две дамы» из музея Коррера наконец соединились с «Охотой в лагуне» из коллекции музея Гетти в Лос-Анджелесе. Небольшое произведение, написанное Карпаччу примерно в 1496-1498 годах, уже много лет остается загадкой для искусствоведов, любителей иконоведения и реставраторов. Ученые исписали тысячи страниц, пытаясь объяснить, кто эти загадочные дамы, потому что картинка словно вырезана.

Vittore Carpaccio Due dame 1492 94 ca. olio su tavola cm 945x635. Venezia Musei Civici Museo Correr
Витторе Карпаччо. Две дамы, c.1492-1494. Дерево, масло. Беговой музей. Венеция

Случайно найденный в Риме в 1944 году старый стол с темной росписью был одной из недостающих частей «Двух венецианок».

8544562 original
Витторе Карпаччо. Охота в долине (спереди), ок. 1492-1494 гг. Дерево, масло. Лос-Анджелес, Музей Дж. Пола Гетти

Сцена охоты в венецианской лагуне позволяет реконструировать пространство, в котором находятся женщины, представленные Карпаччу.

8547447 original

В картине «Размышление о Страстях Христовых» Витторе Карпаччо вернулся к теме мистического опыта. Художник представляет мертвеца с пронзенными ладонями, ступнями и раной в бок Христа, о страданиях которого размышляют святые Иероним и Иов. Жером сел, погруженный в себя, опираясь рукой на грудь, Джоббе вслух рассуждал, скрестив ноги и жестикулируя. В портрете заметно влияние Андреа Мантеньи и Джованни Беллини с их любовью к созерцательному состоянию и сложной символикой картин.

8544158 original
Витторе Карпаччо. Размышление о Страстях Христовых, ок. 1494-1496 гг. Дерево, масло. Метрополитен-музей

«История святой Урсулы» — цикл картин Витторе Карпаччо, заказанный семьей Лоредан для школы святой Урсулы в Венеции. История жизни и мученичества Урсулы была одним из самых популярных сюжетов позднего Средневековья. Созданная в «Золотой легенде», она легла в основу многих произведений искусства. Карпаччо, вероятно, знал итальянский перевод книги, напечатанный в Венеции в 1475 году. На одной из картин цикла Урсуле во сне явился ангел, возвещающий ей скорую мученическую кончину, символом которой является пальмовый лист. Композиция с ангелом, напоминающая сцену Благовещения, говорит о небесной миссии Урсулы. Все это происходит в уютной спальне венецианского патриция с высокой нишей, с экстравагантными растениями на окнах.

ЧИТАТЬ  Черная Моника - Земля, одержимая демоном [Мария Ермакова, 2022, 128 kbps, MP3] :: RuTracker.org

8545868 original
Витторе Карпаччо. Сон святой Урсулы, ок. 1500. Холст, масло. Галереи Академии, Венеция

8546316 original
Витторе Карпаччо. Дож Леонардо Лоредан, ок. 1501-1504 гг. Дерево, масло. Фонд гражданских музеев Венеции, Museo Correr

Scuola di San Giorgio degli Schiavoni была основана в 1451 году выходцами из Далмации, в основном моряками и ремесленниками славянского происхождения. В 1502 году Витторе Карпаччо получил заказ от Скуолы на несколько картин для украшения зала собраний братства Альберго. Сюжет картины «Видение святого Августина»: Августин, не знавший о смерти Иеронима, решил написать ему письмо и задать некоторые богословские вопросы. Внезапно его келья осветилась сверхъестественным сиянием, и послышался голос Иеронима, говорящего, что его душа покинула тело и теперь обитает на небесах. Затем он ответил на вопросы Августина о Троице, рождении и исшествии Сына от Отца, небесной иерархии и тому подобном. Карпаччо, вероятно, изобразил св. Августина в образе покойного кардинала Виссариона Никейского — покровителя Школы, основателя библиотеки св. Марка и, скорее всего, единственного кардинала, носившего в это время бороду. Как выдающийся ученый своего времени, Виссарион был подходящим кандидатом на роль Августина.

8545272 original
Витторе Карпаччо. Видение святого Августина, 1502. Холст, масло, темпера. Скуола Сан-Джорджо-дельи-Скьявони, Венеция

Эффектна «Битва святого Георгия с драконом», где на фоне каменистой пустыни, усыпанной останками жертв чудовища, кажется красивый светловолосый рыцарь верхом на черном коне и крылатый дракон, пронзенный копьем. расправиться с поверхностью ткани.

8543584 original
Витторе Карпаччо. Битва святого Георгия с драконом, ок. 1507. Холст, масло, темпера. Школа Сан Джорджио дельи Скьявони, Венеция

Другой вариант росписи с некоторыми изменениями был создан Карпаччиу в 1516 году для церкви Сан-Джорджо-Маджоре, где она хранится до наших дней.

8543785 original
Витторе Карпаччо. Святой Георгий и дракон. Четыре сцены мученичества св. Георгия, 1516. Холст, масло. Церковь Сан-Джорджо-Маджоре, Венеция

ЧИТАТЬ  Метеорит оставил след под сибирскими болотами: находка в вечной мерзлоте

«История Марии» — цикл из шести картин Витторе Карпаччо, выполненный для Scuola degli Albanesi, основанной выходцами из Албании, в Венеции. Художник уже получил признание циклом картин, посвященных святой Урсуле, а затем работал над оформлением Школы делла Скьявоне, основанной славянскими выходцами из Далмации. Между албанской и далматинской диаспорами существовало своего рода соревнование, и, чтобы не отставать от конкурентов, албанцы также решили предложить заказ популярному артисту. Сейчас картины хранятся во многих музеях Италии.

8542759 original
Витторе Карпаччо. Рождество Богородицы, ок. 1502-1503 гг. Холст, масло. Бергамо, Академия Каррары

8543161 original
Витторе Карпаччо. Вход Марии в храм, ок. 1502-1504 гг. Холст, масло. Пинакотека Брера, Милан.

8545399 original
Витторе Карпаччо. Аннунциата, 1504 г. Ca ‘d’Oro, Galleria Giorgio Franchetti, Венеция.

8546293 original
Витторе Карпаччо. Читающая Мадонна, ок. 1510. Холст, масло. Вашингтон. Национальная художественная галерея

8542349 original
Витторе Карпаччо. Бегство в Египет, 1516/1518 гг. Дерево, масло. Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия, коллекция Эндрю В. Меллона

На картине изображен знатный венецианский рыцарь перед своим замком у моря. Художник с зоркостью натуралиста зарисовал каждое растение, каждый цветок, каждого зверя, обитающего в рыцарском саду. Таким образом, картина, с одной стороны, дает верный образ модели в реальной обстановке, а с другой стороны, рыцарские мечты о странствиях и военных подвигах воплощаются в образе рыцаря на коне вороном.

8546758 original
Витторе Карпаччо. Молодой рыцарь, 1510. Холст, масло. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид

В 1511 году, когда чума вернулась в Венецию, настоятелю монастыря Сант-Антонио ди Кастелло явилось видение. Во время молитвы в храме он увидел, как вошли десять тысяч араратских мучеников. Согласно средневековой легенде, эти римские воины обратились в христианство во втором веке, отказались служить императорам и приносить жертвы языческим богам, отступили к горе Арарат и были там распяты. Вскоре после видения чума прекратилась, и Оттобони поручил художнику Витторе Карпаччо создать изображение, которое должно было запечатлеть это чудо.

ЧИТАТЬ  1990 год... Семья Михалковых возле старого дома на Николиной горе...

8545726 original
Витторе Карпаччо. Явление десяти тысяч мучеников Араратских в церкви Сант-Антонио-ди-Кастелло, 1511 год. Галерея Академии, Венеция.

Цикл картин Карпаччу, посвященный жизни святого Стефана, был написан для «Школы святого Стефана» в Венеции.

8542632 original
Витторе Карпаччо. Рукоположение святого Стефана, 1511. Холст, масло. Staatliche Museums zu Berlin, Gemäldergalerie,

Карпаччу представляет Стефано, одетого в одежду дьякона 16 века. и проповедовать перед собранием внимательных слушателей. Он расположен на постаменте древней статуи, которая символизирует победу христианства над язычеством. Фигура с закрытым лицом позади группы сидящих женщин — христианская аллегория, представляющая иудаизм как женщину с завязанными глазами, слепую и глухую к благой вести Евангелия; мужчины, стоящие за ней, скорее всего, члены совета еврейской общины, обвинившие Стефана в богохульстве. Восьмиугольный баптистерий позади Стефана говорит о неизбежном торжестве христианства.

8544484 original
Витторе Карпаччо. Проповедь святого Стефана, 1514. Холст, масло. Париж, Лувр.

8546910 original
Молменти и Людвиг. Реконструкция интерьера. Scuola di Sant’Ursula с картинами Карпаччо, 1906 г.

Источник информации: palazzoducale.visitmuve.it

Source