Выставка “Петров-Водкин. Ломакин. Стихия Крым”

Большой выставочный проект в «Московском музее» особенно интересен тем, что объединил в одном месте большую выставку произведений Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина и его лучшей ученицы Марии Владимировны Ломакиной. Живописные произведения, документы, письма предоставили Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей, Псковский музей-заповедник, Дом-музей Максимилиана Волошина, Севастопольский художественный музей им. Крошицкого, Художественный музей Симферополя. Также в выставке принимают участие музеи Астрахани, Белгорода, Вологды, Вятки, Кирова, Москвы, Перми, Санкт-Петербурга, Саратова, Тулы, Ханты-Мансийского автономного округа и частные галереи. Нам была предоставлена ​​уникальная возможность увидеть все это богатство вместе до 13 июня, не разъезжая по городам и весям России.

Экспозиция выставки «ПетровВодкинЛомакин. Стихия Крыма» разделена на две части. В первой представлены портреты, пейзажи, зарисовки учителя и ученика разных лет, выстраивая тематические или живописные параллели. В том числе произведения Марии Ломакиной, творившей в Богородском, где она преподавала математику, русский язык и черчение, и в Загорске (Сергиев Посад), куда она переехала в 1930-е годы вместе с мужем. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, вид Москвы, Ленинграда – таковы этапы становления Ломакина как художника. Мария Ломакина, став продолжательницей идей Петрова-Водкина, искала гармонию и красоту в окружающем пространстве, но основным жанром для художника стал и пейзаж.

8560344 original

Кузьма Петров-Водкин родился в семье сапожников. Первые впечатления детства – уютный город, раскинувшийся на зеленых холмах, сверкающая в солнечных лучах Волга под бледно-голубым небом – заложили основы его художественного видения мира. Знание старообрядческой иконы и творчество хвалынских иконописцев обусловили появление первых самостоятельных текстов. Спустя годы художник метафорически воплощает образ архангела Михаила на крылатом коне в картине «Купание красного коня». Алая лошадь станет одним из знаковых творений той эпохи. А между тем был долгий путь к истинному мастерству и признанию: обучение азам в классах самарского художника Ф. Бурова, занятия у барона Штиглица, Московское училище живописи, ваяния и зодчества, поездки за границу и знакомство с лучшие образцы мирового искусства.

ЧИТАТЬ  Зеленский озвучил цель Киева «вернуть Крым» в случае получения тяжелого вооружения с Запада.

8559620 original
Архангел Михаил – грозные силы воеводы Руси. Монтировать. Конец 18 – начало 19 вв. Дерево, гипс, темпера. ГИМ

8567408 original
К.С. Петров-Водкин. Лошадь в упряжке, 1890. Холст, наклеенный на картон, масло. Двое в лодке, 1896. Холст, масло.

8563007 original

8562924 original
К.С. Петров-Водкин. Семья, 1902. Хозяйка, масло. Научно-исследовательский музей Российской академии художеств

8570845 original
К.С. Петров-Водкин. Вид музея Клюни в Париже, 1908 год. Холст, масло. Русский музей, Санкт-Петербург

8560838 original

8559291 original
К.С. Петров-Водкин. Автопортрет. 1918. Холст, масло. выбор времени

8558812 original
К.С. Петров-Водкин. Портрет жены художника Марии Федоровны Петровой-Водкиной, 1913 год. Холст, масло. ГТГ

8558945 original
К.С. Петров-Водкин К.С. Автопортрет с женой и дочерью. 1936-1937 гг. Государственный художественный музей Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

8567145 original
К.С. Петров-Водкин. Самарканд. На краю пруда. Из “Самаркандской серии”, 1921. Холст, масло. Государственный музей истории Санкт-Петербурга

Петров-Водкин посвятил педагогической деятельности более двадцати лет: до революции он возглавлял частную художественную школу Елизаветы Званцевой, затем, в 1918 году, был избран профессором Академии художеств. После революции занимался реорганизацией Высшего художественного училища в Академию художеств, разработал новую программу обучения живописи, консультировал и руководил его мастерской. Школа Кузьмы Петрова-Водкина в 1920-е и 1930-е годы была одной из самых многочисленных. Круг учителя включает несколько сотен прямых и косвенных учеников, последователей и соратников. Список имен постоянно расширяется по мере раскрытия их культурного наследия. Одной из самых талантливых учениц Петрова-Водкина была Мария Владимировна Ломакина, уроженка Крымского полуострова. Их встреча произошла ровно сто лет назад в 1923 году в Петрограде. Обучаясь в мастерской Петрова-Водкина, художник не только освоил технику исполнения и композиционные приемы Мастера, но и выработал свой неповторимый стиль.

8563715 original

Петров-Водкин никогда не доминировал над своими учениками, в отличие от Малевича или Филонова, которые требовали строгого соблюдения своего стиля. Все прошли с Кузьмой Сергеевичем одно и то же обучение – выполняли цветовую растяжку, рисовали натюрморты на наклонных плоскостях, но при этом каждый выбрал свой путь: кто-то занимался книжной графикой, кто-то стал художником театра Каждый из его последователей отличался индивидуальным творческим путем. Несмотря на то, что авторитет Петрова-Водкина был непререкаемым, между ним и учениками мастерской строились теплые дружеские отношения, нередко перераставшие в профессиональную дружбу. В дневниках Марии Ломакиной можно найти такую ​​запись: “Я видела сегодня Кузьму. Люблю старого черта. Он меня к графике затащит… В общем, все нормально. Кузьму см….”

ЧИТАТЬ  В Ашхабаде открылась выставка художников-модернистов | культура

8564722 original
МВ Ломакин. Автопортрет в розовом платке. 1928. Холст, масло. выбор времени

8558395 original
МВ Ломакин. Семья резчика игрушек, между 1929 и 1931 годами. Холст, масло. Русский музей, Санкт-Петербург. спящий Портрет матери Марии Матвеевны Ломакиной, 1929-1930 гг. Холст, масло

8564848 original

8557702 original
МВ Ломакин. Уголок Загорской лавры, 1938 год. Вологодская картинная галерея. Зосимовская церковь XVII века, 1945 год. Рябинка, 1946 год. Холст, масло. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник

8565145 original
М. В. Ломакин Портрет скульптора А. В. Петрова. Между 1923 и 1927. Холст, масло. выбор времени

8562487 original

8583465 original

8581360 original
К.С. Петров-Водкин К.С. Натюрморт на зеленом фоне. 1924. Холст, масло. Севастопольский художественный музей. депутат Крошицкий

8581061 original
К.С. Петров-Водкин. Натюрморт (Фрукты). 1934. Холст, масло. Симферопольский художественный музей

8569701 original

8569394 original
К.С. Петров-Водкин К.С. Свечи и графин. 1918. Холст, масло. ГТГ

8573264 original
К.С. Петров-Водкин К.С. Виноград и яблоко. 1921. Холст, масло. Пермская государственная художественная галерея

8578524 original

8571377 original
МВ Ломакин. Желтые лилии. Санкт-Петербург. 1920 Вологодская областная художественная галерея

8571424 original
МВ Ломакин. Натюрморт с зеркалом, 1920. Холст, масло. Собрание Галеев-Галерея, Москва

8573499 original

8572220 original
МВ Ломакин. Портрет Ирины Бологовской. На заднем плане – Бутылка на наклонной плоскости, середина 1920-х гг., холст, масло.

8571693 original

8573750 original
К.С. Петров-Водкин. После боя, 1923. Холст, масло. Центральный музей Вооружённых Сил Российской Федерации

8578202 original

8574432 original
К.С. Петров-Водкин. турецкая женщина Аиша, 1907 г. Бумага, графитный карандаш, акварель. Пермская художественная галерея

8574656 original
МВ Ломакин. Студент (Крымский совхоз им. Аэрофлота), 1934. Холст, масло. Богородский художественный музей

8575048 original
К.С. Петров-Водкин. Портрет Рии (Портрет А. А. Холоповой). 1915. Холст, масло. Вятский художественный музей. Васнецов

8575335 original
К.С. Петров-Водкин. Кадуша, 1907. Холст, масло. Краснодарский художественный музей. Ф. Коваленко

8575645 original

8580409 original

8575999 original
МВ Ломакин. Женский портрет, 1930-е гг. Холст, масло. ГТГ

8577810 original
МВ Ломакин. Произведения, 1927. Холст, масло. Коллекция “Галеев-Галерея”, Москва

ЧИТАТЬ  «Он угрожал России походом на Крым, но потерял и Одессу». Глава киевского режима попросил Москву «не диктовать условия в Черном море» / news2.ru

8576282 original
К.С. Петров-Водкин. Двое, 1917. Холст, масло. Псковский объединенный музей-заповедник.

8576040 original
МВ Ломакин. Молодой человек в шляпе, конец 1910-х – начало 1920-х Бумага на картоне, масло. Собрание Галеев-Галерея, Москва

8583338 original

8566216 original

8566323 original
МВ Ломакин. Полевые цветы из Долинки, 1946. Холст, масло. Музей Нового Иерусалима

8568020 original
МВ Ломакин. Выезд в лагерь. Загорск. Улица Болтная, 1954. Холст, масло. Музей “Новый Иерусалим”

8567774 original
МВ Ломакин. Лавра и Келар застаиваются в первые морозы. Загорск, вторая половина 1950-х Холст, масло. Музей “Новый Иерусалим”

8565644 original
МВ Ломакин. Лодки на канале. Москва. 1955 (?). Холст, масло. Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим».

8568364 original
МВ Ломакин. Натюрморт с гипсовой головой, 1929 год. Белгородский художественный музей. Интерьер с Рыжиком и ботинками, 1959 год. Оба – холст, масло. Музей “Новый Иерусалим”
Следующий – Крым глазами Кузьмы Петрова-Водкина и Марии Ломакиной.
Источники информации – кураторский текст на стендах и маркировках.

Source