Не у каждого фотографа есть привилегия следить за жизнью моделей и таким образом запечатлевать течение времени. Обычно это возможно только в личном окружении, когда видишь, как дети растут, а потом, когда листок вместе, понимаешь, что маленькие и счастливые стали своеобразными и впечатляющими личностями. Не так изначально задумывался проект Анжелы Фенш «Добрая фрау».
На самом деле это заметил только швейцарский издатель Эдуард Шаап, который хотел издать книгу с фотографиями одиноких женщин с детьми из ГДР. На Западе в то время это было фактически экзотической темой, потому что матери-одиночки были редкостью, абсолютным исключением в обществе, в котором всегда применялась старая семейная модель, когда муж часто зарабатывает в одиночку, а жена ведет домашнее хозяйство.
Это все еще процветает в умах консервативных политиков сегодня, потому что они также усвоили, что женщины не создают свою собственную профессиональную жизнь. И когда они это делают, они редко могут примириться со своими детьми. Как известно, это означает, что все больше и больше людей, не только женщин, сегодня живут без детей и просто не могут реализовать свое желание иметь детей.
Для чего консервативные экономические институты затем хотят искать субъективные причины, лишь бы не столкнуться с тем, что именно экономические ограничения заставляют молодых людей продолжать откладывать собственное желание иметь детей или обходиться без них.
Contents
Доверие 1988 года
Естественно, Шаап был удивлен фотографиями, которые ему прислала фотограф из Восточного Берлина Анджела Фенш. Потому что не все женщины казались побежденными жизнью, маргинализированными в обществе, которое считало одиноких женщин плохими матерями. И не потому, что многие молодые женщины на фотографии на самом деле не были одиноки. Несмотря ни на что, да.
В том смысле, который сегодня уже не понять, потому что уже не само собой разумеется, что женщины работают и в то же время получают достаточную поддержку, чтобы можно было легко совмещать работу и детей. Они не забывают мужчин, которые, однако, существовали в жизни этих женщин, временных партнеров, в которых оба партнера входили с уверенностью.
То, что сегодня известно как лоскутная семья, уже было воспринято независимыми и уверенными в себе женщинами Востока в 1980. В этом отношении образы правильны: они показывают молодых матерей, которые и без мужчин контролируют свою жизнь. И поэтому они выглядят совсем по-другому, гораздо спокойнее и увереннее в камере, чем тогда были их ровесники на Западе.
Часто консервативная мужская элита даже не понимает, как даже такое старое патриархальное мировоззрение становится психологическим бременем для всех тех, кто не может или не хочет жить. В настоящее время это особая глава свободы, но она никогда не фигурирует в обычных дискуссиях о свободе среди мужской элиты. Его здесь не существует.
Масштаб: 2004 г.
И поэтому Шаап был поражен и нанял фотографа Анжелу Фенш, которая была очень независимой даже по меркам ГДР. И как в случае с книгой, изданной в Берне в 1989 году: она получила заслуженное внимание на Западе. Как известно, Восток был занят совсем другими вещами, хотя тема женщин (холостых) была, должна была, должна была быть очень центральной темой Тихоокеанской революции.
Но, в конце концов, все действительно рухнуло, консервативные партнеры по переговорам с Запада одержали верх, и целая глава восточногерманской эмансипации незаметно ускользнула.
Однако в 2004 году Сабине Фенш захотелось узнать, что стало с 58 женщинами, которых она сфотографировала в 1988 году. Любопытство оправданное. Потому что между 15 тяжелыми годами, в которые биографии всех восточных немцев перевернулись изнутри, всем пришлось переориентироваться и женщинам в частности открылось, что им больше ничего не дано.
Но где были женщины? Адреса изменились, некоторые оказались на западе или даже за границей. Партнеры расстались, имена поменялись. Однако был создан впечатляющий последующий том, в котором теперь были изображены женщины со своими взрослыми детьми: «Женщины – Портреты – Дети».
Но они выглядели иначе. Свидетельства предыдущих изображений исчезли, как утверждает Матиас Бертрам в предисловии к этой иллюстрированной книге. «Беспристрастность и открытость, которые были заметны на протяжении всего производства в первой серии, в значительной степени утеряны».
Отчасти это связано с тем, что те фотографии 1988 года поступали в основном из круга друзей и знакомых Анджелы Фенш. Но в 2004 году также стало ясно, что в целом очень успешные женщины, которые боролись в последние безумные годы, теперь очень старались «выглядеть уверенно и излучать уверенность в себе». Другими словами, то, что вы научились излучать на новом немецком рынке внешним видом, должно иметь успех. Но, по словам Анжелы Фенш, «внутренняя радость» исчезла.
Третий раз: 2022 г.
Трудно себе представить, когда думаешь о серых тонах, которые сегодня используются для окраски поздней ГДР. Но именно это противоречие и жило: уверенные в себе женщины с одной стороны, уверенные в себе, и окостеневшая элита госслужащих, потерявшая связь с этими уверенными людьми.
Конечно, 2004 год был также годом, когда не только женщины Восточной кухни находились под огромным давлением, чтобы доказать, что они, наконец, поняли и усвоили правила нового/старого общества. Великие мастера с запада так легко забывают, что только 16 миллионов жителей востока подвергались этому давлению, чтобы подчиниться, и их личная честность постоянно подвергалась сомнению.
Третий набор фотографий мог бы показать что-то еще более важное. Но это не совсем то, что произошло, как может видеть Матиас Бертрам. В 2022 году Анджела Фенш снова попыталась получить от нее как можно больше таких фотографий. Результатом стала эта книга, в которой показаны все три фотографии всех женщин, с которыми можно было снова связаться. Сами дети уже давно занимают ответственные посты.
Женщины 1988 года могут оглянуться на полноценную жизнь. Между тем, у многих было много работы и новых начинаний. Но в спальне они выглядят не грустными, а по-своему гордыми. Потому что они не дали себя раздавить. Вам больше не нужно никому ничего доказывать. Конечно, вы являетесь частью этого общества, которое, несмотря ни на что, изменилось.
Время для современного образа женщины
Потому что старый патриархальный образ семьи все больше растворяется. В этом частично виноваты восточногерманские женщины, как и должно быть. Потому что если вы выросли с таким представлением о себе, что не позволяете заслуженному мужчине кормить вас по жизни, то это оказывает влияние, а также формирует уверенность в себе у ваших дочерей и сыновей. И это также влияет на общество, которое фактически не хотело меняться в 1990 году.
Некоторые фотографии до сих пор грустные, потому что некоторые из женщин, которые выдавали себя за моделей в 1988 году, уже умерли. Время просто беспощадно. И Анджела Фенш знает, что она, вероятно, не сможет снова продолжить сериал через 15 лет.
Наверное, ей и не нужно было, потому что она рассказала реальную историю – как женщины в основном передают историю мира своим детям, которые на первых картинках всегда так беззаботно ломают картинку, которые стояли рядом с мамой на 2004 г. упрямый путь и уверенность в себе и 2022 г. уже давно сами матери и отцы, даже если внуки – за одним исключением – не попадают в кадр. Жизнь продолжается. Сейчас у молодых людей большие мечты о самостоятельной жизни.
Конечно, краткие биографические тексты раскрывают точные истории, стоящие за ними, лишь в зарисовках. Типичные зарисовки, можно сказать, потому что они говорят именно об этой уверенности в себе, которая сформировала молодых женщин Восточной Германии в 1988 году: не позволять никому и ничему мешать и обязательно брать свою жизнь в свои руки.
А когда все усложняется, ты собираешься, садишься за парту, узнаешь что-то новое, начинаешь что-то новое или сразу воплощаешь в жизнь мечту, о которой всегда мечтал.
Потому что это то, что имеет значение, когда вы ищете полноценную профессиональную жизнь: жили ли вы только для других, выполняя только их желания и только подавляя свои собственные? Или вы освободились от этих вопросов и действительно придали своей жизни очень личный смысл? И это то, что излучают фотографии 2022 года.
Бертрам называет это «знаком нового восстания». Может быть, даже образ женщины, который изменит и это общество, которое до сих пор любит бить старыми патриархальными сапогами и подмигивает, когда дело касается самостоятельно выбранных жизненных планов молодых людей.
А старшие? Возможно, они узнают себя в этой книге. И ты все равно чувствуешь время, которое прошло. Тяжелые годы, полные событий годы. И если они были хороши, то теперь гордо смотрят в спальню с детьми. С этим безошибочным взглядом: Мы не даем себя победить.
Анджела Фенш “Женщина-ребенок. Трилогия фотографий 1988/2004/2022”Lehmstedt Verlag, Лейпциг 2023, 24 евро.