Казахстан попробует во Вкусвилле
Все больше российских предприятий следуют за потоком массовой эмиграции граждан после начала боевых действий в Украине и мобилизации. Таким образом, «Вкусвилл» выходит на рынок Казахстана, одного из основных направлений выезда россиян. Сеть запустила систему оптовых заказов своей продукции в стране и уже привлекла ряд партнерских отношений с местными розничными торговцами. Однако эксперты предупреждают, что развитие на казахстанском рынке может быть осложнено логистикой и слабым уровнем узнаваемости бренда среди местных жителей.
В мае «Вкусвилл» зарегистрировал домен kz-vkusvill.ru, нашел «Ъ» в базе данных «СПАРК-Интерфакс». На сайте представлен каталог товаров для продажи для оптового заказа в Казахстане. «Вкусвилль» подтвердил запуск нового проекта. Там пояснили, что через сайт ритейлер готов принимать заявки от потенциальных партнеров на поставку своей продукции в Казахстан.
В сети говорят, что они также начали сотрудничать с рядом местных партнеров в Казахстане, поставки которым осуществляются через дистрибьютора Brandpoint. В основном, это товары со сроком действия более 30 дней. В частности, продукцию «Вкусвилл» сегодня можно найти на АЗС Q-Store, в кинотеатрах сети «Кинопарк» и на рынке «Мегапит». В ближайшее время продукция ритейлера появится в магазинах продовольственных сетей «Юбилейный» и «Зеленая фасоль», специфической сети.
Компания «Вкусвилл» была основана в Москве в 2012 году Андреем Кривенко. По его данным, сеть насчитывает более 1,4 тыс. магазинов в 78 городах России. По итогам 2022 года занимала восьмое место в рейтинге Infoline среди крупнейших сетей FMCG России. По данным «СПАРК-Интерфакс», выручка ООО «ВкусВилл» в прошлом году составила 203,4 млрд рублей, чистая прибыль — 3 млрд рублей.
ВкусВилл начал наращивать свое присутствие на постсоветском пространстве с прошлого года. Затем ритейлер совместно с логистической компанией Boxberry запустил оптовую доставку своих товаров в Казахстан, Беларусь, Армению и Киргизию сроком до десяти дней.
Независимый эксперт Ирина Болотова говорит, что сегодня многие российские продавцы рассматривают возможность расширения своего бизнеса на соседние страны, чтобы диверсифицировать свой бизнес. Однако, предупреждает эксперт, рынок розничной торговли Казахстана отстает от России на 12-15 лет. По данным Infoline, оборот розничной торговли Казахстана в 2022 году составил 34,5 млрд долларов, для сравнения, товарооборот только двух крупнейших российских сетей X5 Group и Магнит, по данным Infoline, в прошлом году составил 38,4 млрд долларов и 34 млрд долларов. миллиард. соответственно.
По словам генерального директора компании «Инфолайн-Аналитика» Михаила Бурмистрова, основными покупателями продукции «ВкусВилл» в Казахстане будут россияне, переехавшие в эту страну в прошлом году в связи с мобилизацией. По его словам, сюда уехали жители крупных городов России — а это основные покупатели «Вкусвилла».
Ирина Болотова отмечает, что ниша по продаже товаров для здорового образа жизни, в которой работает «ВкусВилл», в Казахстане остается свободной. Но учтите, что переселенцы – не самая стабильная публика, так как многие из них могут решить переехать еще раз.
По словам г-на Бурмистрова, в будущем «ВкусВилл» также сможет привлечь лояльную аудиторию среди казахстанских потребителей. Однако на это потребуется больше времени, так как планов по открытию сети магазинов в Казахстане нет, уточняет эксперт.
В целом г-жа Болотова называет сегмент B2B сложным для развития за рубежом. Продавцам необходимо учитывать тонкости местного законодательства, получать лицензии на продажу, а также предоставлять способы реализации непроданных запасов в стране. Кроме того, эксперт обращает внимание на сложности в организации логистики в Казахстане из-за больших расстояний между крупными городами. Этот факт, по мнению Ирины Болотовой, также может повлиять на широту ассортимента продукции, предоставляемой в стране.
Алина Савицкая, Анатолий Костырев