К рассказу “Беловодье”. Бухтарминские старообрядцы в картинах А. Н. Белолюдова (1912-1914)
1. Конина
3. Ряженые (подростки) на улице в берестяных масках
4. Ряженые (подростки) на улице в берестяных масках
5. Катание на коньках (катушки). село Быков
6. Катание с ледяной горы (катушки). село Быков
7. Катание с ледяной горы (катушки). село Быков
8. Плотское катание на раскрашенных склонах. село Быков
9. Плотское катание на раскрашенных склонах. село Быков
10. Плотское катание на расписных лошадях. село Быков
11. Плотское катание на расписных лошадях. село Быков
12. Женщина в зимней одежде опирается на угол забора.
13. Два мальчика и мальчик в местных костюмах.
14. Молитвенный дом в д. Белая у дороги.
Кержаки посылают своих мальчиков учиться церковному чтению и пению к хорошему учителю, который через несколько лет научит их читать книги, необходимые для богослужебных целей. Способный мальчик может пойти еще дальше: хорошо освоив чтение и письмо, он может стать учителем и лидером культа, или, как здесь часто говорят, «наставником» или «священником». Хороший чтец иногда собирает большую группу студентов, изучающих церковнославянское чтение. В старину, до введения сельских школ, такие школы были единственными центрами воспитания наставников. Еще недавно в селе Белая славилась школа Ассона Емельяновича Зырянова, теперь же. [В 1927 г. — rus_turk.]
82 года старик, который был главным воспитателем всей округи; во многих местах их религиозные противники и кержакскую веру называли «хассонской верой». Старики помнят, что Ассон, обучая их грамоте, поощрял всякими подарками и давал лучшим ученикам пряники для мудрых запасов. В прежние времена ассонианская школа носила общественный, а не частный характер; после выпуска Ассон вручил хорошим ученикам своего рода аттестат об окончании школы. Вот текст такой справки, полученной нами от А. Н. Белолюдова; эта справка была выдана известному нам жителю села Белая:Признанный список. 7 января 1914 года Иван Ферапонтов Барсуков, ученик школы Ассона Зырянова, ответил на вопросы учителя, для которого была опубликована эта программа. Молодец, молодец, молодец.
9 января 1914 г.
(Е. Е. Блумквист, Н. П. Гринькова. Кто такие бухтарминские старообрядцы / Бухтарминские старообрядцы. Л., 1930.)
15. Старый кержак Ассон Емельянович Зырянов с женой. деревня Белая
16. Ассон Емельянович Зырянов с дочерью и тремя учениками у входа в избу. деревня Белая
17. Ассон Емельянович Зырянов с дочерью и тремя учениками у входа в избу. деревня Белая
18. Группа жителей села – мужчины, женщины, мальчики – на Пасху, в праздничных костюмах.
19. Девочка (Зубова), 14 лет, в типичном местном сарафане и с двойной повязкой на голове. село Быков
20. Группа женщин и мужчин в местных костюмах.
21. Чехарда на Пасху
22. Чехарда на Пасху
23. Одинокая хижина
24. Жених и невеста с парнем
25. Группа кержаков у входа в избу. село Быков
26. Дорога в деревне Быкова
27. Дворы села Быкова
28. Складка белья. село Быков
29. Трепетание белья
30. Текстура – красная. село Быков
31. Двое мужчин разделывают туши.
32. Высушите шкуры
33. Казаки рода Кирей
34. Казаки рода кирей
35. Урожай пшеницы на лесистых горных землях.
36. Корова местной породы. село Быков
37. Измельчитель для измельчения круп
38. Высокая деревянная изба
39. Старинный портик двухэтажной избы.
40. Двухэтажная изба
41. Двухэтажный бревенчатый домик
42. Новый двухэтажный деревянный дом с четырехскатной крышей. село Тургусун
43. Маслозавод
44. Крестьяне у подножия горы
45. Общий вид села Быкова
46. Общий вид с.
47. Один из отрогов станицы Язовая.
48. Один из отрогов станицы Язовая.
49. Дорога из деревни Коробиха в деревню. сено
50. Дорога из села Сенного в село Корыбыху
51. Река Бухтарма
52. Река Бухтарма
53. “Трескин притор” на р. Бухтарма ниже села Быкова
54. Общий вид долины реки Бухтармы.
55. Общий вид долины реки Бухтармы.
56. Правый берег р. Бухтармы
57. Вид на реку Бухтарму вверх по течению.
58. Нижняя часть реки. Бухтармы
А. Белолюдов. К истории «Беловодья» // Записки Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества. Том XXXVIII. 1916 г.
Весть о бескрайних просторах Сибири и о прилегающих к ней долинах неведомых стран давно проникла в Россию, и преследуемые за веру старообрядцы создали в своем воображении где-то в далеком космосе географическую точку Беловодье, соотв. его желанные мечты. Для этого они и составили маршрут с радужным описанием вольной жизни здесь подражателей Христа. Из России нужно было добраться “до Екатеринбурга, до Томска, до Барнаула, до реки Катурны до Красного Яра, села Ака, там часовня и село Устьба. В Устьбе спроси паломника Петра Кириллова, Иди в фотер.Еще много отцов.Снежные горы:эти горы в трехстах верстах от Алама стоят во всем своем виде.За горами село Дамаск,в том селе есть часовня,настоятель схимник Иоанн.От того монастыря путь сорок дней с отдыхом, через землю Кижскую, после четырехдневного перехода в Тотанию, там Опонское государство; живут в хижине океана морского: место, называемое Беловодье и озеро Лово, а на нем сто островов, и на них горы, и на горах подражатели Церкви Христовой, во Христе живут православные христиане.И антихриста не может быть и не будет никогда. А в этом месте леса темны, горы высоки, расщелины каменные, и есть нте варварства нет и не будет, а если бы все китайцы были христианами, то ни одна душа бы не погибла. “(Андерсен. Старообрядцы и сектанты).
Руководствуясь подобными маршрутами в поисках Беловодья, они пробираются через леса и степи у подножья Алтая, на верхнем уровне реки Бухтармы, трудными горными тропами преодолевают горные высоты, проходят пустыни, поднимаются вглубь в Китай. к расходам
Об одной из таких поездок мне рассказал лидер раскольников Бухтарминской долины Ассон Зырянов. В 1861 году, когда ему было двенадцать лет, он сам отправился в Беловодье. Этот маршрут еще не опубликован. Ниже мы также прикрепляем оригинальный рисунок трассы, составленный Ассоном Зыряновым.
Деревня встала рано утром. Женщины подняли брови. Они бросили все – дома, скот… Взяли только самое необходимое в дальний путь. Мужчины на лошадях с ружьями, за ними женщины, дети, лошади с вьюками, а также мужчины — всего в Беловодье пошли сто тридцать человек. Поднявшись на хребет, они простились со своей деревней Белой. И он выехал из Бухтармы.
Перешли Нарымский хребет. Мы спустились к Черному Иртышу. Вблизи устья Бурчума переправились через Иртыш. Мы прошли мимо озера Улунгура. Встретились с головой купца: у него на шляпе три пера. Вперед выступил отец Ассона, Емельян, такой же самоучка, как и сам Ассон, уже не раз бывавший в Монголии и знавший, по словам сына, языки – китайский, монгольский и маньчжурский. вождю приготовленное дома письмо, никем не нарисованное на земле в непонятную царапину, с нарисованными внизу печатями, и заявили в Торгоуте, что они “индейцы”, едут в Индию и просят показать им способ. Вождь был очень любезен; Он отправил их в Урумчи, предупредив, чтобы они не отклонялись на восток, потому что там пустыня. Попрощавшись с вождем Торгаутом, наши «индейцы» двинулись дальше. Мы шли по тропинкам от колодца к колодцу на озерах Ном и Манас. Проехали через китайскую деревню до города Манас, оттуда двинулись в Урумчи. Из Урумчи на юг он пересек высокие горы со снежными вершинами – Ирень – Кабаргу. Проехали китайскую деревню у озера Бограш, из которого вытекает река Карыша. Они убили много оленей в кустах на берегу этой реки, повернули на юг и оставили, по словам Ассона, озеро.
16 августа 1915 г.
Мистер. Омск
Смотрите также:
• Г. И. Спасский. Он путешествовал по Южному Алтаю в 1809 году.
• КФ Ледебур. Путешествие по Алтайским горам и предгорьям Алтая (отрывок)
• Л.К. Полторацкая. Путешествие вдоль китайской границы от Алтая до Тарбагатая
• Л.К. Полторацкая. Бременские экспедиции в Семипалатинской области
• Г.Т. Хохлов. Путешествие уральских казаков в Беловодское царство (отрывок)
• ЛК Чермак. В деревнях Степного края
• Н. Мордвинова. Экскурсия на Алтай для учениц Семипалатинской женской гимназии