К рассказу “Беловодье”. Бухтарминские старообрядцы в картинах А. Н. Белолюдова (1912-1914)


1. Конина

2279603 original
2. Карнавальная лошадь

2279847 original
3. Ряженые (подростки) на улице в берестяных масках

2280048 original
4. Ряженые (подростки) на улице в берестяных масках

2281710 original
5. Катание на коньках (катушки). село Быков

2281238 original
6. Катание с ледяной горы (катушки). село Быков

2281774 original
7. Катание с ледяной горы (катушки). село Быков

2280574 original
8. Плотское катание на раскрашенных склонах. село Быков

2281132 original
9. Плотское катание на раскрашенных склонах. село Быков

2280423 original
10. Плотское катание на расписных лошадях. село Быков

2280707 original
11. Плотское катание на расписных лошадях. село Быков

2282481 original
12. Женщина в зимней одежде опирается на угол забора.

2282034 original
13. Два мальчика и мальчик в местных костюмах.

2286703 original
14. Молитвенный дом в д. Белая у дороги.

Кержаки посылают своих мальчиков учиться церковному чтению и пению к хорошему учителю, который через несколько лет научит их читать книги, необходимые для богослужебных целей. Способный мальчик может пойти еще дальше: хорошо освоив чтение и письмо, он может стать учителем и лидером культа, или, как здесь часто говорят, «наставником» или «священником». Хороший чтец иногда собирает большую группу студентов, изучающих церковнославянское чтение. В старину, до введения сельских школ, такие школы были единственными центрами воспитания наставников. Еще недавно в селе Белая славилась школа Ассона Емельяновича Зырянова, теперь же. [В 1927 г. — rus_turk.] 82 года старик, который был главным воспитателем всей округи; во многих местах их религиозные противники и кержакскую веру называли «хассонской верой». Старики помнят, что Ассон, обучая их грамоте, поощрял всякими подарками и давал лучшим ученикам пряники для мудрых запасов. В прежние времена ассонианская школа носила общественный, а не частный характер; после выпуска Ассон вручил хорошим ученикам своего рода аттестат об окончании школы. Вот текст такой справки, полученной нами от А. Н. Белолюдова; эта справка была выдана известному нам жителю села Белая:

Признанный список.

7 января 1914 года Иван Ферапонтов Барсуков, ученик школы Ассона Зырянова, ответил на вопросы учителя, для которого была опубликована эта программа. Молодец, молодец, молодец.

9 января 1914 г.

(Е. Е. Блумквист, Н. П. Гринькова. Кто такие бухтарминские старообрядцы / Бухтарминские старообрядцы. Л., 1930.)

2286372 original
15. Старый кержак Ассон Емельянович Зырянов с женой. деревня Белая

2286020 original
16. Ассон Емельянович Зырянов с дочерью и тремя учениками у входа в избу. деревня Белая

2286288 original
17. Ассон Емельянович Зырянов с дочерью и тремя учениками у входа в избу. деревня Белая

2282781 original
18. Группа жителей села – мужчины, женщины, мальчики – на Пасху, в праздничных костюмах.

2283616 original
19. Девочка (Зубова), 14 лет, в типичном местном сарафане и с двойной повязкой на голове. село Быков

2282627 original
20. Группа женщин и мужчин в местных костюмах.

2283263 original
21. Чехарда на Пасху

2283507 original
22. Чехарда на Пасху

2288207 original
23. Одинокая хижина

2284010 original
24. Жених и невеста с парнем

ЧИТАТЬ  Фантастическая история Гребенникова

2285785 original
25. Группа кержаков у входа в избу. село Быков

2291003 original
26. Дорога в деревне Быкова

2291329 original
27. Дворы села Быкова

2284443 original
28. Складка белья. село Быков

2294115 original
29. Трепетание белья

2284105 original
30. Текстура – красная. село Быков

2284748 original
31. Двое мужчин разделывают туши.

2288459 original
32. Высушите шкуры

2285295 original
33. Казаки рода Кирей

2285319 original
34. Казаки рода кирей

2284848 original
35. Урожай пшеницы на лесистых горных землях.

2288681 original
36. Корова местной породы. село Быков

2289614 original
37. Измельчитель для измельчения круп

2287300 original
38. Высокая деревянная изба

2287440 original
39. Старинный портик двухэтажной избы.

2287703 original
40. Двухэтажная изба

2288046 original
41. Двухэтажный бревенчатый домик

2286940 original
42. Новый двухэтажный деревянный дом с четырехскатной крышей. село Тургусун

2289365 original
43. Маслозавод

2288947 original
44. Крестьяне у подножия горы

2291956 original
45. Общий вид села Быкова

2289716 original
46. ​​Общий вид с.

2290511 original
47. Один из отрогов станицы Язовая.

2290762 original
48. Один из отрогов станицы Язовая.

2290002 original
49. Дорога из деревни Коробиха в деревню. сено

2290208 original
50. Дорога из села Сенного в село Корыбыху

2293468 original
51. Река Бухтарма

2293175 original
52. Река Бухтарма

2292832 original
53. “Трескин притор” на р. Бухтарма ниже села Быкова

2292103 original
54. Общий вид долины реки Бухтармы.

2292274 original
55. Общий вид долины реки Бухтармы.

2292714 original
56. Правый берег р. Бухтармы

2293645 original
57. Вид на реку Бухтарму вверх по течению.

2293870 original
58. Нижняя часть реки. Бухтармы


А. Белолюдов. К истории «Беловодья» // Записки Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества. Том XXXVIII. 1916 г.

Весть о бескрайних просторах Сибири и о прилегающих к ней долинах неведомых стран давно проникла в Россию, и преследуемые за веру старообрядцы создали в своем воображении где-то в далеком космосе географическую точку Беловодье, соотв. его желанные мечты. Для этого они и составили маршрут с радужным описанием вольной жизни здесь подражателей Христа. Из России нужно было добраться “до Екатеринбурга, до Томска, до Барнаула, до реки Катурны до Красного Яра, села Ака, там часовня и село Устьба. В Устьбе спроси паломника Петра Кириллова, Иди в фотер.Еще много отцов.Снежные горы:эти горы в трехстах верстах от Алама стоят во всем своем виде.За горами село Дамаск,в том селе есть часовня,настоятель схимник Иоанн.От того монастыря путь сорок дней с отдыхом, через землю Кижскую, после четырехдневного перехода в Тотанию, там Опонское государство; живут в хижине океана морского: место, называемое Беловодье и озеро Лово, а на нем сто островов, и на них горы, и на горах подражатели Церкви Христовой, во Христе живут православные христиане.И антихриста не может быть и не будет никогда. А в этом месте леса темны, горы высоки, расщелины каменные, и есть нте варварства нет и не будет, а если бы все китайцы были христианами, то ни одна душа бы не погибла. “(Андерсен. Старообрядцы и сектанты).

ЧИТАТЬ  И знаешь, что...

Руководствуясь подобными маршрутами в поисках Беловодья, они пробираются через леса и степи у подножья Алтая, на верхнем уровне реки Бухтармы, трудными горными тропами преодолевают горные высоты, проходят пустыни, поднимаются вглубь в Китай. к расходам Лоб Нора, идти дальше, погибнуть, оставив легенды.

Об одной из таких поездок мне рассказал лидер раскольников Бухтарминской долины Ассон Зырянов. В 1861 году, когда ему было двенадцать лет, он сам отправился в Беловодье. Этот маршрут еще не опубликован. Ниже мы также прикрепляем оригинальный рисунок трассы, составленный Ассоном Зыряновым.

Деревня встала рано утром. Женщины подняли брови. Они бросили все – дома, скот… Взяли только самое необходимое в дальний путь. Мужчины на лошадях с ружьями, за ними женщины, дети, лошади с вьюками, а также мужчины — всего в Беловодье пошли сто тридцать человек. Поднявшись на хребет, они простились со своей деревней Белой. И он выехал из Бухтармы.

Перешли Нарымский хребет. Мы спустились к Черному Иртышу. Вблизи устья Бурчума переправились через Иртыш. Мы прошли мимо озера Улунгура. Встретились с головой купца: у него на шляпе три пера. Вперед выступил отец Ассона, Емельян, такой же самоучка, как и сам Ассон, уже не раз бывавший в Монголии и знавший, по словам сына, языки – китайский, монгольский и маньчжурский. вождю приготовленное дома письмо, никем не нарисованное на земле в непонятную царапину, с нарисованными внизу печатями, и заявили в Торгоуте, что они “индейцы”, едут в Индию и просят показать им способ. Вождь был очень любезен; Он отправил их в Урумчи, предупредив, чтобы они не отклонялись на восток, потому что там пустыня. Попрощавшись с вождем Торгаутом, наши «индейцы» двинулись дальше. Мы шли по тропинкам от колодца к колодцу на озерах Ном и Манас. Проехали через китайскую деревню до города Манас, оттуда двинулись в Урумчи. Из Урумчи на юг он пересек высокие горы со снежными вершинами – Ирень – Кабаргу. Проехали китайскую деревню у озера Бограш, из которого вытекает река Карыша. Они убили много оленей в кустах на берегу этой реки, повернули на юг и оставили, по словам Ассона, озеро. Лоб Нор к западу от вас, ушел в болото. Здесь в камышах они убили триста пятьдесят кабанов, пожили два месяца на берегу какого-то озера и двинулись дальше. Мы пошли в пустыню. От жары люди стали умирать, воды в запасе было так мало, что давали людям только на язык. Похоронив многих товарищей в пустыне, они, наконец, прибыли к подножию высоких черных гор. Перейдя через эти страшные и высокие каменные горы, мы вышли в плоскую каменную степь. Через степь дошли до реки Чемен. Они жили в степи и охотились на куланов, диких яков и диких верблюдов. Перешли реку Чемень. Мы увидели впереди замерзшие вершины высоких гор, посовещались и решили вернуться. Они разделены на две партии. Мужчины все побрились и решили назвать их кемчугами. Одна партия пошла прямо к Турфану, другая по старой дороге. При встрече с китайцами отец Ассона заявил, что они кемчуки. Но когда они шли по улице Манаса, китайцы кричали: «Урус». Подойдя к озеру Улунгур, они увидели издалека большую гору, которую отец Ассона назвал горой Ильи, потому что на дороге перед подножием этой горы сделали день отдыха в день Ильина. В Белую вернулись немногие, и большинство пешком. Из партии, отправившейся в Турфан, никто не вернулся. Путешествие длилось более двух лет, и Ассон Зырянов предполагает, что было пройдено не менее пяти тысяч километров. Это одна из поездок в далекое Беловодье. Другие поездки заканчиваются примерно так же. Надежда найти Беловодье вдалеке не оправдалась, но те, кто шли в Беловодье, видели поблизости свободные места, где по возвращении расстреливали земляков для переселения. Беловодцы, таким образом, были искателями лучших мест, лучшей жизни. Это древние стихийные путешественники, бессознательные шпионы. Беловодье – живой осколок древней древности. В настоящее время на Бухтарме уже не верят в существование Беловодья, хотя не редкость встретить старика, который, искренне веруя, расскажет, что в Беловодье, на море, на островах, живут святые люди, что если вы приедете туда, вы сможете стать живым святым и вознестись на небеса; он же прибавил, что шедшие в Беловодье видели святых людей; святые, ехавшие на конях по воде, ехали им навстречу и звали, но кони шедших в Беловодье потонули, и святые люди очутились. Сверх того, на Бухтарминских высотах он рассказал мне, что великий князь Константин Николаевич, видя, что на Руси царит неправда, пошел в Беловодье, на острова, и взял с собою сорок тысяч мужчин и женщин, и что теперь. эти люди живут здесь и не платят налоги.

ЧИТАТЬ  Бухтарминские староверы. Материалы Казакстанской экспедиции Академии Наук (1927). 1. Природа и люди

16 августа 1915 г.
Мистер. Омск

2294379 900


Смотрите также:
• Г. И. Спасский. Он путешествовал по Южному Алтаю в 1809 году.
• КФ Ледебур. Путешествие по Алтайским горам и предгорьям Алтая (отрывок)
• Л.К. Полторацкая. Путешествие вдоль китайской границы от Алтая до Тарбагатая
• Л.К. Полторацкая. Бременские экспедиции в Семипалатинской области
• Г.Т. Хохлов. Путешествие уральских казаков в Беловодское царство (отрывок)
• ЛК Чермак. В деревнях Степного края
• Н. Мордвинова. Экскурсия на Алтай для учениц Семипалатинской женской гимназии

Source