Минобразования продлит помощь мыши

С помощью государственного портала профессиональные психологи смогут дистанционно консультировать детей по всей России, сообщил министр образования Сергей Кравцов. Система создается на базе Московского психолого-педагогического университета и должна заработать до конца этого года. «Коммерсантъ» узнал у разработчиков, как выглядит портал, и попросил экспертов оценить, насколько эффективна существующая система школьной психологической помощи.

Глава Минобразования Сергей Кравцов анонсировал портал психологической помощи школьникам на V Всероссийском форуме «Дигория». «Впервые скажу об этом, у нас будет возможность помогать профессиональным психологам на расстоянии. Каждый студент сможет получить профессиональную консультацию за закрытыми дверями», — сказал министр. Г-н Кравцов напомнил, что дети и подростки могут испытывать трудности в общении с родителями и сверстниками, потому что «им нужен посторонний человек, с которым можно поделиться той или иной проблемой». «Если проблему не разделить, то она накапливается и может быть деструктивной», — сказал глава Минобразования.

В пресс-службе ведомства заверили Ъ, что портал будет лишь дополнением к работе по “сохранению и развитию традиционной психологической службы в детских садах, школах, колледжах”. В министерстве до сих пор нет ответов на вопросы о финансировании проекта и его техническом оснащении. Однако в пресс-службе сообщили, что «порталом смогут пользоваться как школьники, так и их родители», а поддерживать его будут «широкие и узкие специалисты, в том числе нейропсихологи, психофизиологи, клинические психологи, кризисные психологи».

Система разработана Федеральным координационным центром оказания психологических услуг в системе образования Российской Федерации (создан на базе Московского психолого-педагогического университета в 2022 году по инициативе министра образования). Руководитель центра Ольга Ульянина пояснила «Ъ», что цифровая платформа психологической помощи создана в соответствии с поручением Президента РФ Владимира Путина о «повышении доступности и качества психологической помощи участникам образовательных отношений» 30 сентября 2021 г.) . Г-жа Ульянина заявила, что это «не просто портал, а полноценная система», охватывающая все субъекты России.

ЧИТАТЬ  Конгрессмен Джексон обвинил Байдена в преступлении века из-за ситуации вокруг Burisma

По ее словам, проект состоит из трех частей. Первый позволит детям и родителям обращаться за психологической помощью через разные каналы связи (чат, видеоконференция, телефонный звонок). «Это можно сделать анонимно», — подчеркнула Ольга Ульянина. Вторая часть проекта представляет собой познавательно-образовательный материал на психологическую тематику для пользователей всех возрастов. Третья часть — личный кабинет учителя школьного психолога, где он может «вести цифровой профиль» учеников, внося данные с консультаций и тестов. Г-жа Ульянина уверена, что проект будет особенно полезен в регионах, где доступ к профессиональной психологической помощи сложнее, чем в крупных городах: «Цифровая платформа станет отличной альтернативой для детей из малых городов получить необходимую поддержку».

Доктор психологических наук, заслуженный профессор МГУ Андрей Подольский говорит, что сейчас школьные психологи не пользуются популярностью у детей и подростков – и причина в низкой квалификации таких специалистов. «Эта печальная история восходит к Советскому Союзу, где было принято решение о создании служб психологической помощи в учебных заведениях», — говорит эксперт, но уже с людьми в погонах. Господин Подольский уверен, что и сегодня уровень подготовки педагогов-психологов низок, поэтому детям просто неудобно к ним обращаться. «Переход такой работы в онлайн не решит проблему, необходимо целенаправленно повышать квалификацию специалистов и профессиональные стандарты», — говорит эксперт. По его мнению, «подросткам вообще скорее нужен друг, который мягко выслушает и поддержит». Г-н Подольский относится к инициативе «с напряжением», отмечая, что «для успешной реализации нужно учитывать слишком много аспектов».

«Школьные психологи будут эффективны не онлайн или офлайн, а при налаженной комплексной работе с родителями и классными руководителями и другими учителями», — считает Роман Демьянчук, доцент кафедры педагогической психологии и педагогики СПбГУ. Он указывает, что в неспециализированных школах «на 7000 детей приходится 0,75 психолога», потому что специалисты просто не успевают уделять достаточно внимания школьникам. «В Москве и Санкт-Петербурге это так не ощущается, а в регионах на психологов такая колоссальная нагрузка, что надеяться на какие-то положительные результаты практически невозможно», — говорит г-н Демьянчук. Однако он одобряет идею расширения школьной системы психологической помощи онлайн — «если все будет правильно разработано». Эксперт уверен, что современные дети довольно часто держатся подальше от родителей и не делятся с ними своим опытом, предпочитая находить ответы на свои вопросы в Интернете. «Если на этом портале появятся качественные материалы, то ребенок со временем может прийти к мысли обратиться за помощью к специалисту», — говорит Роман Демьянчук.

ЧИТАТЬ  Сколько беременны немецкие овчарки [2023]

Тамара Григорьянц, медицинский психолог столичной детской психоневрологической больницы, отмечает, что школьные психологи должны выполнять профилактическую функцию: «Они осматривают детей, видят тревожные признаки и сообщают об этом родителям и учителям, чтобы можно было принять меры. не сможет полностью направлять ребенка». Госпожа Григорьянц рассказала Ъ, что на прием к ней часто приходят дети, которых привели именно после такой рекомендации психолога. «Конфиденциальность всегда должна соблюдаться», — отмечает специалист. «Ребенок может не хотеть, чтобы родители знали о той или иной проблеме. Это необходимо разъяснить. Если школьные психологи и специалисты формирующегося онлайн-портала смогут соблюдать эти границы, помощь будет эффективной».

Полина Ячменникова

Source