Отельеры открывают поток

К концу 2023 года объем российского гостиничного рынка может составить 785 млрд рублей, что на 10% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Ряд экспертов прогнозирует рост на 25% за счет развития внутреннего туризма в связи с сокращением возможностей россиян отдыхать за границей и ожидаемым наплывом туристов из Китая и Ирана. Однако сами участники рынка рассматривают возможный рост сегмента в пересчете на «официальные» деньги из-за серьезного роста затрат и невозможности значительно увеличить стоимость своих услуг. По их словам, без учета инфляции оборот рынка может еще не восстановиться до уровня 2019 года.

Возможное увеличение объема российского гостиничного рынка на 10% в годовом исчислении, до 785 млрд рублей, по итогам 2023 года, говорится в прогнозе сервиса «Яндекс Путешествия». Аналитики не исключают, что к 2027 году показатель достигнет 1-1,1 трлн руб. Марина Гончаренко, исполнительный директор Bronevik.com, считает, что ожидаемый рост рынка на 10% в этом году связан с увеличением средней цены жилья в коллективном жилье (КСЖ) на такую ​​же величину. Яндекс Путешествия оценивает текущую стоимость в среднем в 2,48 тыс. руб. в сутки, 6% в год. При этом, по мнению аналитиков, среднегодовая плата за КСО по стране составляет 32% с возможным увеличением примерно на 10% в год.

Дмитрий ЧернышенкоЗаместитель Председателя Правительства Российской Федерации в декабре 2022 года:
«Самое главное, что нужно для туризма в нашей стране, нам уже дали — это природные ресурсы и все климатические зоны».

В начале этого года внутренний туризм активно рос, но затем динамика существенно замедлилась, вспоминает Сергей Ромашкин, вице-президент Туристской ассоциации России. Так, по данным Росстата, в первом квартале доходы КСО увеличились на 32% год к году, до 136,9 млрд рублей.

ЧИТАТЬ  По словам американского чиновника, Китай годами использовал Кубу в качестве шпионской базы

Г-н Ромашкин ожидает, что в этом году по оптимистичному сценарию количество туристических поездок в стране вырастет на 10% в годовом исчислении, а по пессимистичному – на 7-8%. «Однако это выше стандартных 4-5%, которые наблюдались в более спокойные годы», — отмечает эксперт. Не исключено, что при реализации оптимистичного сценария роста внутреннего турпотока, а также с учетом повышения цен на проживание на 10-15%, объем гостиничного рынка может увеличиться на 20-25%.

Однако крупные отельеры сдержаны в своих прогнозах.

Azimut Hotels отмечает небольшой рост в первом полугодии, который все еще отстает от допандемического уровня 2019 года на 7-15%. Президент Cosmos Hotel Group Александр Биба ожидает роста средней заполняемости и тарифов отелей сети в этом году, не называя конкретных цифр. Вице-президент Союза туризма и гостеприимства Роман Еремян называет рост доходов коллективных жилищных структур во многом формальным: «За вычетом инфляции они сейчас фактически ниже, чем в 2019 году». Также обращает на себя внимание крайне неравномерный рост рынка: в 2022 г. 23% выручки всего гостиничного рынка будет приходиться на Краснодарский край, в 2019 г. – 17%. По словам Сергея Ромашкина, Краснодарский край обеспечивает 15-17 миллионов туристических поездок в год, Крым, Москва и Санкт-Петербург – по 4-6 миллионов.

Важным фактором роста отечественного туристического рынка в целом г-н Ромашкин называет общую геополитическую напряженность и государственную поддержку отрасли. Управляющий директор Ostrovok.ru Дарья Кочеткова считает, что этому способствует дальнейший рост курсов валют и логистические трудности. Но, оговаривается г-н Ромашкин, в ряде регионов развитие туризма сдерживается плохой транспортной доступностью, низкой рентабельностью гостиничного бизнеса. Условия работы отельеров сейчас ухудшаются, так как из-за нехватки кадров с 2019 года они повысили заработную плату сотрудников на 30% с ростом рентабельности на номер на 19%, подчеркивает Роман Еремян. Он добавляет, что трудно увеличить стоимость жизни более заметно из-за ограниченного спроса на растворители.

ЧИТАТЬ  Президент США не подписал возможный запрет на ввоз Apple Watch в США.

Еще одним возможным фактором роста гостиничного рынка в Яндекс Путешествия является возвращение туристов из Китая и Ирана, которые ранее в основном поддерживали рынки Москвы и Санкт-Петербурга. Но Роман Еремян напоминает, что для России иностранные туристы никогда не были ключевыми: до пандемии они составляли всего 15% от общего числа пребывающих в ЦСР, а во Франции — 70%.

Александра Меркалова

Source