Отечественный продукт на импортных станках
Несмотря на высокий потенциал импортозамещения, российское производство испытывает острую нехватку отечественного оборудования сравнимого с импортным качеством. Так, 65 % российских компаний имеют потенциал для производства импортозамещающей продукции (25 % — высокий, 27 % — средний, 13 % — низкий), по оценкам Центра конъюнктурных исследований ИСЭЗ НИУ ВШЭ. экономики Национального исследовательского университета. Эксперты провели опрос более 1000 компаний в 30 регионах. Лидерами по оценке потенциала стали производители лекарств (высокий у 50%), производителей машин и оборудования (40%), производителей электрооборудования (35%), пластмасс (34%), автомобилей (33%), текстиля ( 32%). ), а также компьютеры, электронные и оптические товары (30%). Хуже рейтинги у компаний, оказывающих услуги в области добычи полезных ископаемых (8%) и ремонта оборудования (9%).
Большинство компаний (87%) нуждаются в новом оборудовании, не уступающем по качеству зарубежным аналогам, сейчас оно есть только у четверти компаний, чаще всего в сфере добычи нефти и газа (90%), в химической промышленность. (35%), как минимум такое же оснащение отечественным оборудованием от производителей одежды, мебели, лекарств и автомобилей. При этом 65% промышленных предприятий зависят от используемого импортного оборудования: 18% – в высокой степени, 47% – в высокой степени. Угольная промышленность (36%), а также полиграфия (40%), текстильная (39%) и деревообрабатывающая промышленность (35%) сообщили об очень высокой зависимости.
В краткосрочной перспективе возможен преимущественно фрагментарный отказ от импортного оборудования, комплектующих, технологий и сырья в производстве: частично отказаться от него могут около 60% компаний в горизонте до трех лет. Еще 18% считают отказ невозможным, и менее 10% уверены в возможности полного перехода на отечественные комплектующие.
Потребность в иностранном оборудовании помогает компаниям закрывать параллельный импорт: 22% компаний покупают таким образом критически важные комплектующие, при этом более половины компаний считают процедуру сложной. О трудностях чаще всего сообщали полиграфические компании (80%), а также производители ИТ, электроники и оптики (72%), текстиля (71%), транспортных средств (70%) и лекарств (70%).