После курсов работы не идут
Объем рынка онлайн-образования в первом квартале 2023 года вырос на 23%, квартальная выручка крупнейших профильных компаний превысила 25 млрд рублей. Однако самое крупное его направление – дополнительное профессиональное образование – выросло всего на 21%, тогда как годом ранее рост составлял 27%. Участники рынка отмечают, что на тенденцию повлияло падение спроса на курсы по ИТ-специальностям, которые перестали восприниматься абитуриентами как гарантия социальных гарантий, а работодателями – как источник квалифицированных кадров.
По итогам первого квартала 2023 года совокупная выручка топ-100 крупнейших EdTech-компаний России выросла на 23% год к году и составила около 25,5 млрд рублей, подсчитало агентство Smart Ranking. Самый крупный сегмент рынка – дополнительное профессиональное образование (ДПО, доля 33,6%) – вырос на 21,2%. Рост сегмента замедлился: в первом квартале 2022 года он составил 27%.
Одной из причин замедления роста ДПО может стать снижение спроса на обучение по ИТ-специальностям, по данным Smart Ranking. В прошлом году был устойчивый спрос на обучение ИТ-профессиям, вспоминает Никита Старун, директор по стратегическому маркетингу Skillfactory. Интерес, по его словам, подогревали постоянно циркулировавшие в публичном поле темы государственных льгот для ИТ-специалистов и перспективы стабильной работы и заработка.
Сейчас ситуация изменилась. Тема получения брони от мобилизации потеряла свою актуальность. Да и с трудоустройством выпускников онлайн-курсов все было не так радужно. «Спрос на курсы по ИТ-специальностям начал снижаться, в том числе потому, что рынку сейчас нужны специалисты среднего уровня и выше, а младших специалистов, которых обучают онлайн-курсы, сейчас слишком много, и они уже не запрос», — пояснил представитель Smart Ranking. (По поводу аналогичной кадровой ситуации в радиоэлектронной отрасли, которая, однако, стала следствием последних тенденций не в онлайне, а в среднем специальном образовании, писал «Коммерсантъ» 16 мая.)
Однако IT-направление FPE было не единственным, спрос на которое упал. «Например, в марте снизился спрос на курсы по программированию, аналитике, бизнесу и менеджменту, — говорит Марианна Снигирева, генеральный директор образовательной платформы Netology. А вот в направлениях обучения дизайну и маркетингу, говорит она, спрос в марте по сравнению с предыдущими месяцами, наоборот, увеличился. Сергей Попков, соучредитель и директор по развитию бизнеса Skillbox, отмечает: «Повышенный спрос на направление «Кино и музыка» (+43% год-к-году), в том числе за счет профессии «продюсер музыкальных проектов» ( +57%), «режиссерский монтаж» (+18%).
Перераспределение спроса оставляет надежду участникам рынка на общий рост сегмента APE по итогам года. Президент Ultimate Education Павел Мосейкин прогнозирует, что она может составить 25-30%.
В целом рынок онлайн-образования развивается, но находится в периоде недостатка инвестиций. Сейчас инвестиции в EdTech не окупаются после 2022 года, венчурный рынок находится на пороге рецессии, считает Дарья Рыжкова, соучредитель агентства Smart Ranking: «Восстановление начнется не раньше второго полугодия» . Двигателем роста рынка может стать падение процентных ставок по кредитам и платежам, а также поглощение более мелких игроков крупными, считает основатель и руководитель школы программирования «Эльбрус Буткамп» Георгий Бабаян. Smart Ranking прогнозирует, что рост рынка онлайн-образования в 2023 году составит 20-25% и превысит 100 млрд рублей.