Просто лучший

Легендарная американская певица Тина Тернер скончалась прошлой ночью в Швейцарии в возрасте 84 лет.

Тина Тернер была первой чернокожей суперзвездой блюза и рока. Однако, прежде чем получить от журналистов титул «Королева рок-н-ролла», ей пришлось пройти долгий и трудный путь.

Ее звали Анна Мэй Баллок, и она родилась в 1939 году в Браунсвилле, штат Теннесси. Его корни — соль черной Америки. Его дедушка и бабушка служили в баптистской церкви, поэтому свои первые музыкальные навыки он приобрел в церковном хоре. При этом физической работы в его жизни тоже было в избытке, ему приходилось еще и расчесывать вату, что вполне соответствовало традиционному образу блюзмена. Но не блюзовая женщина.

В 16 лет Анна Мэй Буллок переехала к матери в Сент-Луис. К этому времени его родители уже давно разошлись и жили отдельно от детей. После смерти бабушки Анны ответственность за дочерей взяла на себя мать. Однако Анну уже гораздо больше интересовали ночные клубы, чем дома. В одном из них он познакомился с музыкантом Айком Тернером, лидером группы Kings Of Rhythm. В 18 лет она уже была главной и центральной вокалисткой его шоу, а через пять лет, с 1962 года, – его женой.

В первые 20 лет своей карьеры Тина Тернер полностью зависела от мужа — физически, финансово и творчески. Айк Тернер был монстром. Он бил ее шнурками и прищепками, а затем изнасиловал в спальне, о чем с тех пор ей снятся кошмары. Безумие Тернера во многом основывалось на неудовлетворенном тщеславии. Айк Тернер был автором песни «Rocket 88», которая считается одной из первых написанных в жанре рок-н-ролл. Айк Тёрнер не попал в число «злодеев рок-н-ролла» по чисто формальной причине: на обложке сингла было имя саксофонистки его группы Джеки Брэнстон, записавшей вокал.

Обида годами ела Тернера изнутри. И тут сразу стало понятно, что молодая жена перетянула на себя все внимание зрителей. Считается, что девушки из The Ikettes, вокальной секции вспомогательного персонала Айка Тернера, создали каноны сценического искусства того времени, и даже сам Мик Джаггер «скопировал» у них многое из своего сценического стиля. Тернер настоял на том, чтобы «Айк и Тина Тернер» были на всех пластинках и афишах. Он не счел нужным предупреждать Анну Мэй о смене фамилии — просто поставил себя перед фактом. Айк Тернер был настолько жесток и непредсказуем, что однажды певец даже пытался покончить с собой, выпив лошадиную дозу валиума. Когда она сбежала от Тернера, единственное, что она взяла с собой, было имя «Тина».

ЧИТАТЬ  Министра Сербии Раде Басту исключили из партии за призывы к санкциям против России

За время их сотрудничества родились самые невероятные ритм-н-блюзовые и рок-н-ролльные хиты десятилетия. А лучше всего Тине и Айку удалось переработать хиты главных рок-групп — The Beatles, The Rolling Stones и Creedence Clearwater Revival. Затем, в 1960-х, они начали получать свои первые номинации на Грэмми. Первый триумф был в 1972 году, когда Айк и Тина, наконец, получили награду за свою версию песни Creedence Clearwater Revival «Proud Mary». И последний совместный успех Айка и Тины – песня «Nutbush City Limits», ставшая одной из их визитных карточек и многократно переработанная и перемикшированная.

Несмотря на все свое безумие, выражающееся в злоупотреблении наркотиками и буквально в диагнозе «биполярное расстройство», Айк Тернер смог дать старт как сольной карьере Тины Тернер, так и ее карьере в кино. С его подачи у него была роль в экранизации рок-оперы «Томми» группы The Who. После этого был выпущен альбом, названный в честь экранного персонажа певицы – «Кислотная королева». В него, среди прочего, вошла раскованная и изобретательная кавер-версия Led Zeppelin «Whole Lotta Love», которая еще раз показала, насколько Тина Тернер чувствует самую суть современной музыки.

В середине 1970-х у Айка Тернера тоже были большие планы на дуэт. Однако после его очередного расставания, сопровождавшегося рукоприкладством, Тина Тернер просто переехала к нему в отель через дорогу. Он был в Далласе, в кошельке было 36 центов и кредитная карта с заправки. Айку Тернеру пришлось отменить их совместный тур, а Тина Тернер долгое время присылала ему деньги на оплату долгов и налогов.

Два сольных альбома, выпущенные Тиной Тернер, не стали прорывом. Однако молодой продюсер Роджер Дэвис поверил в нее, когда увидел ее на концерте в Лас-Вегасе. Это было видно невооруженным глазом: он хотел стать в черной музыке и одновременно в женской музыке таким же, каким стал Мик Джаггер в музыке мужчин и белых — стадионным рок-исполнителем № 1. 1. Роджеру и Тине нужна была крупная сделка. Но мало кто понимал, каково это без Айка Тернера. И тогда Роджеру Дэвису пришла в голову идея дать интервью журналу People, в котором Тина Тернер рассказала об унижении, которое она пережила в браке с Айком. Карьера Тины Тернер изменилась не из-за песни или альбома, а после интервью с историей домашнего насилия.

ЧИТАТЬ  Что представляет собой американский беспилотник MQ-9 Reaper

Независимая карьера Тины Тернер, возможно, не сложилась бы, если бы она не показала себя читателям People. Все сошлось в один момент: уникальный голос, невероятный сценический талант, мощный репертуар, пиар и менеджмент.

После интервью с People Роджеру Дэвису позвонил Джон Картер из Капитолия и предложил контракт. Первым альбомом Capitol Тины Тернер был “Private Dancer” с песнями The Beatles, Эла Грина, Марка Нопфлера, Дэвида Боуи и Chinn & Chapman. Он мгновенно стал классикой, альбом вошел в пятерку лучших по всему миру, а Тернер закрепил успех в «Безумном Максе 3».

Вершиной сольной карьеры Тины Тернер стал альбом «Foreign Affair» (1989), который сразу после выхода поднялся в британский чарт — Тину без Айка в Англии по-прежнему любили больше, чем на родине. Этот альбом был легально выпущен советской фирмой «Мелодия». Среди прочего, наши соотечественники услышали песню «The Best» в исполнении Тины Тернер, которую ранее без особого успеха исполняла Бонни Тайлер. «The Best» в версии Тины Тернер — абсолютная вершина, где стираются границы между роком и поп-музыкой, черным и белым, мужским и женским. Тина Тернер достигла этой вершины в возрасте 50 лет, рука об руку со своим молодым любовником Эрвином Бахом.

В 1990-х Тина Тернер вернулась в чарты Старого Света с песней Бонда «Golden Eye» и альбомом «Wildest Dreams», над которым работали Стинг, Pet Shop Boys, U2, Тревор Хорн, а также Антонио Бандерас. В рамках тура в его поддержку он посетил и Россию. Это была блестяще отшлифованная работа — и последняя, ​​на которую обратила внимание по-настоящему широкая публика. Со временем индустрия развлечений стала заряжать Тину Тернер. Она рассказывала историю своих отношений с Айком Тернером сотни раз, в том числе на киноэкране и в своих мемуарах. В новом веке он практически не выпускал новой музыки, а продолжал гастролировать, устанавливая рекорды по продаже билетов.

ЧИТАТЬ  Савельев рассказал об увеличении количества рейсов между Россией и Беларусью

Айк Тернер умер в 2007 году. Пресс-служба Тины Тернер опубликовала следующее заявление: «Тина знает, что Айк умер сегодня. Она не контактировала с ним в течение 35 лет. Никаких дальнейших комментариев не будет».

В конце 2000-х Тина Тернер совершила большой прощальный тур, а затем они с Эрвином Бахом обосновались в Швейцарии, гражданство которой он принял в 2013 году. В последние 10 лет его тяготили любые контакты, кроме семейных . После того, как у Тернера диагностировали рак толстой кишки, после того, как начались проблемы с почками, Тернер подумывал об эвтаназии, но Эрвин Бах отдал ему свою почку. В 2018 году Тина Тернер отправилась в Нью-Йорк на премьеру мюзикла «Тина», но по сути это было прощание с Америкой.

Тина Тернер не просто записывала хиты и давала концерты. Он осуществил свою мечту – побывал на стадионах одновременно с Rolling Stones и Майклом Джексоном. Она была первой чернокожей женщиной, добившейся такого успеха, и первой женщиной в принципе — пока на эту ступеньку не вскочила Мадонна. Он был одинаково хорош в рок- и поп-музыке, в голосе и сценическом движении, в танцевальной музыке и драматических балладах. Фигур такого масштаба и значения в массовой культуре мало, и скоро не будет.

Игорь Гаврилов

Source