Что нужно сделать, чтобы энергосистемы работали нормально?
Высшие органы должны реагировать на гибель людей, покидающих здания органов внутренних дел, системными и реальными изменениями. Чтобы пытки, незаконное преследование и лишение свободы не вернулись в норму.
В последующие недели в информационном пространстве Узбекистана появилось несколько сообщений о гражданах, задержанных сотрудниками органов внутренних дел в качестве подозреваемых и умерших на допросах.
На прошлой неделе, например, было освобождено тело 21-летнего жителя Сурхандарьи Хафизулло Тургунбоева, задержанного ОВД Чиланзарского района столицы. По официальным данным, Хафизулла попросил разрешения пройти в туалет на четвертом этаже и попытался сбежать, выбросился из окна и умер. Но общественность не поверила этим словам. Наоборот, сомнения в информации МИБ растут.
Или, в наши дни, США, 1989 года рождения, работает в следственном отделе МИБ района Бока. Умер еще один соотечественник. Следствие обвинения подтвердило, что эта смерть явно наступила в результате пыток.
До 2016 года незаконные аресты, преследования и пытки были государственной политикой. В то время обогащение общественной мысли и совести народа страхом было политической технологией этой администрации по управлению ситуацией. Однако такая модель управления поставила Узбекистан в неловкое положение перед мировым сообществом, нанесла огромный удар по статусу лидерства государства в регионе и стала серьезным препятствием на пути экономического и политического развития страны.
Даже после 2016 года наблюдаются пытки и неправомерные преследования с применением силовых систем, но в последние годы в статусе Узбекистана наблюдается нечто важное – рационализм.
Вторая администрация, исходя из рационализма, отказалась от нелегитимной репрессивной машины в интересах Узбекистана. Власти движутся к легальному статусу. Но международный опыт показывает, что верховенство закона – это не просто политическая воля. Для построения правового государства, конечно, нужна сильная политическая воля. Но кроме того, это требует много усилий, стремлений и переживаний.
Например, во многих юрисдикциях человек не может работать полицейским в своем родном городе. Поскольку он хорошо знает местное население, весьма вероятно, что он будет знаком с правоохранительными органами или нанесет вред своим врагам.
Кроме того, сотрудник полиции, командированный в другое место, не может служить в каком-либо учреждении более 5 лет. Потому что за 5 лет он познакомился с местным населением и наладил взаимоотношения.
Кроме того, в законных штатах полицейским никогда не разрешается дежурить в одиночку. Должно быть не менее 2-3 человек, камеры на одежде должны быть включены. Причина в том, что охрана с одной стороны и 2-3 милиционера с другой стороны, когда они хотят провести операцию, они должны советоваться друг с другом и проверять, соответствуют ли эти вещи кодексу.
Энергетические системы во всех странах, как правило, представляют собой «государство в государстве». Даже в самых демократичных странах. Например, событие в истории США. Эдгар Гувер был директором Федерального бюро расследований с 1924 по 1972 год, то есть 48 лет — почти полвека. Даже президенты и сенаторы США не смогли заставить Гувера исчезнуть. Все боялись его. Все беспокоились, что он может слить скомпрометированную информацию или другую информацию. Президенты приходили и уходили, а Гувер оставался директором ФБР до самой смерти. Но вскоре после его смерти в 1972 году был принят закон, согласно которому никто не мог занимать должность директора ФБР более 10 лет.
Из исторического опыта известно, что если не будет установлен постоянный, квалифицированный, институционализированный контроль энергосистем, то служащие и чиновники обязательно будут злоупотреблять своими полномочиями. Потому что, когда полиция борется с преступностью, она считает, что подозреваемые виновны, и склонна применять силу, чтобы доказать это. Однако основной задачей государственных органов, таких как органы внутренних дел, системы государственной безопасности, прокуратуры, является обеспечение и защита прав человека и защита свободы человека.
Лучшие системы правоприменения в мире — это те, которые действуют в правовых государствах. Это связано с тем, что в этих странах существует непрерывная и институционализированная система контроля над энергосистемами. Помимо системы государственного контроля, силен и общественный контроль. Кодекс поведения для сотрудников в этой области очень четко определен, тщательно обучен и постоянно повторяется. Для полицейского лучше ошибиться в сторону доброты, чем ошибиться в сторону чрезмерной силы.
То, как работают энергосистемы Узбекистана, является фактором, который серьезно повлияет на мировую репутацию Узбекистана в ближайшие годы. Если пытки и неправомерное применение силы не будут остановлены в кратчайшие сроки, это станет историческим пятном для второй администрации Узбекистана и нанесет большой удар по всеобъемлющим интересам страны.
Самое главное, пытки, незаконное преследование и тюремное заключение не должны стать новой нормой. Если эта ситуация станет нормой, проиграет Узбекистан, проиграет вторая администрация, проиграет каждый из нас.
Камолиддин Раббимов,
политолог