Беренис Эбботт — первая известная женщина и фотограф классического городского пейзажа. Дмитрий Николаев
Беренис Эббот – первая женщина в истории, ставшая знаменитым фотографом наравне с известными мастерами-мужчинами. Эббот работал над портретами, научной фотографией и сельскими пейзажами. Но прежде всего она известна своими снимками Нью-Йорка, сделанными в 1930-х годах и ставшими классикой городского пейзажа.
В этой статье я кратко расскажу об этой необычной женщине с сильным и сложным характером, а также о ее самом известном фотопроекте «Меняющийся Нью-Йорк». А также о его взглядах на искусство фотографии, которые сейчас, пожалуй, многим покажутся устаревшими и сомнительными.
Беренис Эббот родилась в Спрингфилде, штат Огайо, 17 июля 1898 года. По ее собственным словам, детство Беренис было несчастливым. Его родители развелись, с отцом и братьями он больше не общался. Учился в Университете штата Огайо в Колумбусе. Многие известные фотографы не сразу занялись своим делом. Эббот хотел стать скульптором. Также, когда он учился в университете, фотографии там не преподавали.
Затем Беренис переехала в Нью-Йорк. Там он занимался живописью и скульптурой. Также она работала официанткой и актрисой в небольших театральных ролях. В 1921 году Эбботт уехал в Париж. В 1923 году он впервые попробовал себя в фотографии, работая ассистентом известного фотографа Ман Рэя. Интересно, что Рэй искал ассистента без какого-либо предыдущего опыта фотографии! Был нанят Эбботт, у которого тогда были проблемы с деньгами. Она, видимо, быстро научилась. Вскоре Рэй разрешил молодому американцу использовать свою студию для работы. А через некоторое время Эббот стал популярным фотографом среди французской культурной и интеллектуальной элиты.
Беренис Эбботт не занимается рекламой и не работает бесплатно. После знакомства с замечательным фотографом Эженом Атже он стал поклонником его творчества, а после смерти Атже стал популяризатором его творчества. Возможно, именно Атже повлиял на молодого американца в плане работы с городским пейзажем, акцентируя внимание на бытовых сюжетах, простых людях.
В 1929 году он вернулся в Нью-Йорк. Город пленил ее. В это время Нью-Йорк стремительно развивается и меняется. Идет бурное строительство, смешиваются разные архитектурные стили, возводятся небоскребы и мосты. И Эббот внезапно перестал фотографировать. Позже он иногда возвращался к этому жанру, но, видимо, без особого энтузиазма и за хороший гонорар. Например, фотографирование многих богатых и успешных предпринимателей по заказу журнала Fortune. В то же время сам журнал ему не нравился.

«Сосновая улица: Казначейство США на переднем плане, недалеко от Нассау-стрит, Манхэттен». 1936. Источник: Нью-Йоркская публичная библиотека.
В 1935 году он обратился за поддержкой в Федеральный художественный проект. И с его участием начинается его знаменитая серия фотографий «Меняющийся Нью-Йорк» («Меняющийся Нью-Йорк»). В это время в США бушевала Великая депрессия. А Abbott улавливает контрасты городской жизни. Ритм индустриального города, который может как подавлять человека, так и отбрасывать его на обочину жизни, и давать множество возможностей.
Беренис Эббот использует так называемый «прямой стиль» фотографии, она стремится запечатлеть места и события реалистично и документально, отрицает сценическую съемку. Задача фотографа — показать жизнь такой, какая она есть, без прикрас. При этом Эббот тщательно выбирает ракурс, изучает историю тех или иных районов, историю строительства снимаемых ею зданий. Фотограф взбирается на небоскребы, чтобы запечатлеть город сверху, путешествует по неблагополучным районам. Они всегда были в Нью-Йорке, лишь меняясь со временем вместе с этническим и расовым составом его жителей. Сейчас это, например, Гарлем, а когда-то это был Нижний Ист-Сайд. Беренис Эбботт фотографирует тихие и богатые районы Вест-Сайда вдоль Центрального парка. Торговый центр в Нижнем Манхэттене, давший Нью-Йорку одно из его резких прозвищ — «Город желтого дьявола». Однако мы предпочитаем другое неофициальное название «Большое яблоко».
Беренис Эббот мастерски выстраивает композицию кадра. Часто делает длительные выдержки. Представьте себе молодую женщину с громоздкой камерой, взбирающуюся на вершину небоскреба, чтобы запечатлеть вид на город сверху. Или стоять на перекрестке в не очень благополучной части Нью-Йорка. Где редко встретишь фотографа. И я не думаю, что они когда-либо видели там женщину-фотографа.

«Док на Фултон-стрит, горизонт Манхэттена, Манхэттен». 1935. Источник: Нью-Йоркская публичная библиотека.
Однажды Эббот решил снимать на Бауэри-стрит. Это дорога на той нижней восточной стороне. Примерно там же происходит действие известного фильма Мартина Скорсезе «Банды Нью-Йорка». Коллега сказал Беренис, что «красивые девушки не ходят в Бауэри». Эббот ответил: «Мальчик, я нехорошая девочка. Я фотограф. Я хожу везде».
«Ночной вид, Нью-Йорк», одна из самых известных его фотографий, сделанная в 1934 году из окна Эмпайр-стейт-билдинг, представляет собой вид сверху на Мидтаун. Фотография была сделана между 16:30 и 17:00, когда свет уже был включен, но еще не очень темно. 20 декабря в Нью-Йорке темнеет раньше. Для освещения Abbott использует только свет, исходящий от самих зданий. Сотни огней, офисы, офисы… Новый динамично развивающийся город, торжество прогресса и коммерческой жизни.
К фотографам, которые не занимались документальной фотографией, Эббот относился пренебрежительно. Она считает, что искусство должно быть объективным. Он не признавал субъективный опыт.
«Сама камера может запечатлеть современный быстро меняющийся город и говорить на языке, понятном каждому», — сказал Эбботт.
Эдвард Стайхен, руководитель отдела фотографии МоМА (знаменитого Музея современного искусства), считал своим «противником», потому что был приверженцем абстрактной фотографии и «эскапизма». Не любил он и прекрасного фотографа Альфреда Штиглица, чьи работы, по его словам, были «со смесью мистики и сюжетов». Ансела Адамса с его великими видениями мистического американского Запада Эббот назвал «умным, самодовольным» калифорнийцем, чьи картины были всего лишь «палками и камнями».
А еще он был «остр на язык», скуп. Есть свидетельства того, как Эбботт приглашал гостей на День Благодарения и готовил курицу на десять человек. Или как она подала в суд, чтобы использовать свои негативы.
Можно также упомянуть тот факт, что Эббот симпатизировал коммунистической партии. За что в разгар маккартизма ФБР возбудило против нее дело. Была даже фраза «всегда носить штаны» в знак противоположных мнений! Для 1951 года это было необычно. Даже короткие волосы…

«Пивная МакСорли, 7-я Ист-стрит, 15, Манхэттен». 1937 г. Источник: Нью-Йоркская публичная библиотека.
Конечно, в наше время мысли Эбботта о фотографии кажутся несколько странными. Объективность без отношения автора, скрытый смысл, даже сюжет? Более того, сейчас принято считать, что даже бесстрастные и «объективные» пейзажи могут отражать и настроение автора, его мироощущение. Тем не менее, по сей день Беренис Эббот остается важным фотографом. Один из первых мастеров, захвативших крупный город.