Берлин: фотографии Уве Стейнберга из позднего Восточного Берлина
Открытия восточногерманской авторской фотографии продолжаются. Хотя Уве Штейнберг никогда полностью не отсутствовал. Но в отличие от своих первоклассных коллег из мира фотографии Восточного Берлина Уве Штейнберг не дожил до воссоединения Германии. Он умер в 1983 году в возрасте всего 40 лет в результате дорожно-транспортного происшествия в Будапеште. Но его фотографии показывают его как внимательного наблюдателя за жизнью в Восточном Берлине между 1963 и 1983 годами.
С 2017 года его наследие находится в Немецком историческом музее в Берлине. Хорошо выбранное место. Как и его известные коллеги из Восточного Берлина, он также документировал историю своим очень личным способом запечатлеть жизнь в Восточном Берлине. ежедневная история. Но также и история, которую восточные немцы на самом деле пережили за рамками официальных пропагандистских образов. С ударением на «опытных».
жизнь и история
Потому что, будучи мужчиной, вы редко осознаете, что на самом деле идете посреди исторических рек. Такие моменты более пугающие, они делают вас бессознательным или пьяным – вспомните ночь 9 ноября 1989 года. Или они вызывают у вас опасения, как многие из тех, кто видел 13 августа 1961 года или 17 июня 1953 года, они могут сообщить.
Но такие события являются исключениями, которые нарушают поток обыденного, разбивая его. Иногда это даже ведет в совершенно новом направлении. Но это не повседневная жизнь. Повседневная жизнь — это жизнь, в которой, как житель этого мира, вы верите, что знаете все правила, все пути, по которым вы должны идти, все места, все время отправления.
Где вы готовитесь к времени ожидания, неудобным переходам, необходимому базовому оборудованию. Большая часть повседневной жизни на Востоке представляла собой просто расплывчатое стечение обстоятельств и неизменность. С людьми, ожидающими перед мясником задолго до открытия, которое Уве Стейнберг запечатлел так же, как Сделка и оба в центральном рыночном зале на Александерплац 1963 г., снесенный в конце 1960-х гг.
Настоящий современный документ, который Стейнберг записал в 1963 году просто из любопытства. Любопытство, которое он также взял с собой как новичок, потому что в 1956 году его семья переехала в ГДР после того, как КПГ была запрещена в Западной Германии. Его отец был членом КПГ с 1920-х годов В 1959 году 17-летний Уве Штейнберг начал выражать свое увлечение фотографией в Дессау, начав в 1961 году со стажировки в фотоагентстве. ДНК.
Я работаю на Buckware
Позже он также изучал журналистику, а затем фотографию в Лейпциге. В ADN он много лет работал фотожурналистом, уделяя особое внимание «экономике Берлина» и «культуре». “Новый Берлин в иллюстрациях” (NBI)которые являются преемниками опубликованных Ullstein Verlag «Иллюстрированный берлинский журнал» понял и для ГДР привез весьма необычные фоторепортажи и таким образом стал такой же помойкой как “Wochenpost”, “Magazine” и “Eulenspiegel”.
Но Стейнберг фотографировал не только для Bilderdienst и газет, но и для себя. Потому что даже в НБИ можно было показать не все сферы повседневной жизни ГДР. Особенно не те, в которых становилось видно, как бесплодна жизнь многих людей, как ветшает ткань здания и как на самом деле сера страна за пределами парадных маршрутов. Тема, к которой Клаус Хоннеф обращается, в частности, в предисловии к этому сборнику фотографий, прекрасно зная, что ощущение серого также ассоциируется с черно-белыми фотографиями.
Но города Востока на самом деле были серыми — особенно старые здания, как в Пренцлауэр-Берг, которые не были отремонтированы, с унылыми фасадами домов, с которых отваливалась штукатурка. А еще вездесущность угольного отопления, из-за которого в Берлине был смог, особенно в холодные месяцы. Даже красные знамена и плакаты не могли толком оживить пейзаж серой стены и копоти. Что не исключает того, что те, кто живет в нем, не прожили насыщенной и богатой жизни.
Хотя на лице взрослых он почти не заметен. Они выглядят очень серьезно, особенно молодые люди, запечатленные Штейнбергом в прессе примерно в 1980 году, как будто быть молодым в «любимом государстве» можно только всерьез. Всегда в противоречии между попыткой — да, в какой-то серьезной форме — соответствовать применимым стандартам и ожиданиям и стремлением к подлинной собственной жизни.
Меланхолия страны
Эта мысль отразилась и на лицах юных посетителей дискотеки. Вы почти ищете кнопку рядом с картинкой, с помощью которой вы можете вызвать глубоко меланхоличные рок-песни бывших групп ГДР – от Renft до Lift. Потому что, конечно, в какой-то момент это становится основным отношением к жизни, когда страна стала такой жесткой и все больше нуждается в ремонте. Об этом также говорят изображения кабельного завода Oberspree или электрического угля Lichtenberg. Но, конечно, особенно те, что во дворах Пренцлауэр-Берг, где играют дети. Это не значит, что его детство было печальным — дворы, улицы и площади до сих пор принадлежат ему, ведь машин на дорогах было мало. Улицы были залатаны, трамваи были из более деревенских времен.
И люди шли. Встречи молодежи (1976 г.) и всемирные фестивали (1973 г.) даже не нужно делать, чтобы молодежь могла встречаться в общественных местах.
Хотя «торчание» на Кольвицплац, например, было с подозрением воспринято государственными органами, которые, однако, не попали в поле зрения со Штейнбергом. По крайней мере, не в этом выборе, который может быть только временным. Потому что домен действительно не открыт. И будет интересно посмотреть, что еще обнаружится, когда кто-то начнет систематически записывать. И это исследование того стоит, потому что Стейнберга интересовала повседневная жизнь, реальная жизнь сверх того, о чем было объявлено. Он брал зиму на Мюггельзее, рабочих во время перерыва в подвале, вечернюю публика в ресторане «Кеглерхайм» или в «Август Фенглер».
Образы, которые сегодня не воображаются, потому что публичный образ тоже стал постыдным образом с его растущей медиализацией. В то время как люди, сфотографированные восточногерманскими фотографами, не избегают взгляда фотографа, даже если они фотографируются в довольно интимных ситуациях, сегодня доминирует «право на собственное изображение», что превратило фотографию в охоту за яйцами. Запечатлеть нужный момент, как Клаус Хоннеф также описывает его как изюминку документальной фотографии, больше невозможно. Сегодня доминирует готовый портрет, отображение того, что хочется показать о себе.
Забытая гордость
И эта радостная демонстрация является даже более фасадной, чем пропаганда, показанная в ГДР. Как будто жизнь потеряла свою подлинность. Как будто люди жили только ради красивой внешности и стыдились всего, что показывают в своей уязвимости.
Конечно, это известно. И это одна из причин, почему документальная фотография повседневной жизни сохранилась на Востоке гораздо дольше, чем на Западе. Например, фотографии боксерского поединка в Пратергартене также показывают, что за этим также стояла определенная гордость, вызов уверенности в себе, которую также и прежде всего демонстрировали люди, которые явно заработали свои деньги тяжелым трудом. Они знали, что магазин не будет работать без них. Не имело значения, насколько плохо это выглядело или как долго им приходилось ждать перед универмагами, чтобы купить желанные продукты.
В 1989 году на улицы вышли не застенчивые или нечестные люди, хотя западногерманским астрологам все еще нравится видеть это именно так. Они были дерзкими и требовательными, привыкшими контролировать свою жизнь и выполнять для этого грязную работу.
Но это было не так далеко, когда умер Уве Стейнберг. Скорее, у редакторов были собственные трудности с хронологической организацией часто безымянных изображений. А это сложно, когда перед тобой картинки из ГДР 1960-х, 1970-х и 1980-х годов. Мало что изменилось в сносе городских построек. Скорее по одежде видно, что время только что прошло и условия были не такими жесткими, как хотелось бы некоторым конкретным головам. В конце концов, именно человеческие страсти раз за разом нарушают устоявшиеся условия.
где улыбка
И это именно то, что показывают фотографии Стейнберга тех лет – что эти люди не выводились в интернет, как это часто говорят сегодня. Совсем не незрелый. И еще не устал. Даже залитые нефтью рабочие, сфотографированные Штейнбергом, не появляются. Скорее восхищает безмятежность, с которой они живут и работают в обстоятельствах, которые, оглядываясь назад, можно считать трудновыносимыми. Но вам не нужно. Хоннеф говорит, что то тут, то там он обнаруживал «в лучшем случае улыбку». Следует отметить точку зрения западногерманского искусствоведа, который применяет свою западногерманскую перспективу к Востоку и ожидает улыбок повсюду, потому что улыбка зубной пасты является частью культурной фотографии Западной Германии на протяжении десятилетий.
Но какая улыбка на каждой фотографии имеет значение. То, в чем люди, сфотографированные Штейнбергом, нуждались так же сильно, как люди на снимках Роджера Мелиса, Герда Данигеля или Бернда Хейдена. Им не нужно было притворяться перед фотографом, что они суперсчастливы и суперуспешны. Возможно, именно в этом кроется самое большое заблуждение Запада о Востоке: что люди там были более несчастны, потому что постоянно страдали под гнетущей диктатурой и не было места человеческому величию, упрямству и уверенности в себе.
Но эти качества именно в этих часто серьезных лицах, часто просто спокойных. В котором вы найдете гораздо больше улыбок, чем нашел Хоннеф. Часто совсем другая улыбка – не фальшивая, а более спокойная и интимная. Определенно более личное – что тогда засчитывается момент доверия между фотографом и фотографируемым человеком. Даже то, чего сегодня нет, где появление фотоаппарата сразу вызывает недоверие, потому что изображения стали чем-то, чем можно злоупотреблять.
С этой точки зрения еще один очень аутентичный вид на тихую деревню. Это также воспринимается как тишина, потому что это не заставляло людей всегда жаждать внимания и самолечения. С этой точки зрения даже страна – внешне – скромная. Вы, конечно, можете обвинить восточных немцев в этом, если вы вообще заметили, – эта скромность в человеческом существе, которая всегда дает им плохие карты в гонке за Гран-при. Кто будет обращать внимание на людей рядом с ними?
Хорошо: фотографии Уве Стейнберга дают несколько ответов.
Уве Стейнберг “Берлин”Lehmstedt Verlag, Лейпциг 2023, 25 евро.