Давайте посмотрим, какими были улицы мира 40 лет назад.
Пекин в начале рыночных реформ, на главном проспекте города, выставки китайского автопрома тех лет и советской Волги, 1982 год:
В кадр попало немного велосипедистов, но в 1980-е годы их количество на улицах Пекина исчислялось миллионами.
Второй пекинский кадр тоже 1982 года, хотя в это трудно поверить (больше похоже на 1970-е):
Знаменитая Бунд в Шанхае, наследие колониальной эпохи, до сих пор полупустая, 1982 год:
Взрывной рост автомобилей начался только в 1990-х годах.
«Эталонный» Пхеньян 1982 года со своей атмосферой, которую сложно описать, но ее можно почувствовать:
Есть, конечно, что-то от площадей новостроек СССР, но доведенное до некоего абсолюта. Удивительно, что ни в одной другой стране соцлагеря города не похожи на северокорейские!
Снято известным японским фотографом Хиродзи Кубота, поэтому без доставки. Конечно, длинная очередь в общественный транспорт не попала бы в официальный фотоотчет:
Однако даже в те времена люди чучхе одевались достаточно свободно и разнообразно, по сравнению с миллиардом синих и зеленых курток у ближайших соседей.
Сейчас в Пхеньяне вполне обычное движение, хотя настоящих пробок не часто наблюдается:
Перенесемся в «третий мир», где вас ждет много интересного.
Бейрут после 7 лет гражданской войны, «зеленая линия», разделяющая город на два враждебных сектора, 1982 год:
В 1982 году весь «третий мир» разделился на два лагеря: одна половина уже увязла в пробках, другая половина еще не начала массовую автомобилизацию.
Глядя на фотографии, иногда трудно понять, город ли это третьего мира или какой-то богатый западный мегаполис.
На самом деле все просто: если в центре густая дорога с движением транспорта, перед вами настоящий «третий мир»!
Вот такая страшная картина представлена в 1982 году из центра Алжира:
До недавнего времени самая богатая страна Запада, а с 1982 года бесспорный “третий мир” – Аргентина. Ситуация в Буэнос-Айресе привела к коллапсу транспорта:
И это город со старейшим (с 1913 года!) метрополитеном в Латинской Америке! Который имел лучшую трамвайную сеть и полностью ее разорил в 1963 году!
Ну у нас адская автомобильная пробка в полубедной стране:
Дорожный ад — вот что объединяет «европейскую» Аргентину с Нигерией. Лагос 1982 во всей красе:
Если вы заметили, пешеходы переходят эту бесконечную реку по мосту. “Зебры” – только для жителей “первого мира”, остальные должны извиваться!
В остальном, конечно, Лагос мало походил на благородного Байреса:
Африка-ок.
Манила тоже отстой. Тело города изрезано реками автомобильных дорог, 1982 год:
Местный символ пустыня экзотика – микроавтобус раскрашенный “джипни”, 1982 г.:
Когда-то в городе была хорошая трамвайная система, но она не пережила Вторую мировую войну.
Правда, уже в 1984 году в Маниле откроется первая линия метро — одна из первых в Азии!
Город Мехико, пожалуй, первый город «третьего мира», столкнувшийся с феноменом суперавтомобилизации, но на этом фото 1982 года все выглядит не так уж и плохо. Широкая улица в центре города, люди спокойно переходят зебру. Ниже сравнение с 2007 годом. Очень удивительно, что нашествие “жуков”-такси (автомобиль 1938 года выпуска!!!) началось здесь только в 1990-х, когда весь остальной мир уже начал забывать об этих . “тараканы”!
Бирма была изолирована с 1962 года, и это позволило ей избежать ужасов суперавтомобилизации почти до конца 20 века.
Движение в Рангуне в 1982 году выглядит довольно круто:
Перейдем к «первому миру», развитым капиталистическим странам.
Западный Берлин-1982, все улицы запаркованы:
Лиссабон как всегда прекрасен! Трамвайное движение на двух уровнях!
Пока половина “третьего мира” тонула в пробках, эти португальцы ехали в своих трамваях!
Английские двухэтажные автобусы по-прежнему ходили в Порту:
Сейчас в Европе двухэтажный транспорт сохранился только в Великобритании и Ирландии, а когда-то доминировал на большей части континента!
Мадрид 1982, Гран Виа, аналог московской улицы Горького, прорезанный в 1920-х годах через исторические здания и украшенный помпезной архитектурой накануне гражданской войны. Однако шоссе было не таким широким, как наша Горьковская дорога. Даже пешеход может перейти! Обратите внимание, что справа есть выделенная полоса для автобусов (в Москве она появится только через 30 лет) — новое слово в градостроительстве того времени. Однако видно, что машины едут по этой дороге:
Почти весь испанский автопром выпускал лицензионные модели итальянских компаний, может быть, даже французских. Типичный вид автопарка в Мадриде в 1982 году:
Поэтому именно Нью-Йорк в большинстве наших обзоров обязательно представляет Таймс-сквер. Этот раз не исключение. В 1982 году пешеходы были как на острове посреди моря машин, а сейчас справа сплошная пешеходная зона:
Токио (и другие крупные японские города) до сих пор легко узнать по зданиям, превращенным в солидные рекламные конструкции. Японцы десятилетиями демонстрировали сугубо утилитарное, потребительское отношение к городу, делая его невозможным для пешеходов, неудобным для жизни, неприятным для глаз и опасным для легких. Очень развитая страна с городской бескультурьем худших образцов “третьего мира”!
Но многие туристы были и для развлечения.
Кабуки-тё, центр ночной жизни Токио, 1982 год:
Одна из главных улиц торгового района Гиндза, Токио, 1982 год:
Заканчиваем, как обычно, Советским Союзом.
Хотя в начале 1980-х годов советский автопром уже выпускал около полутора миллионов автомобилей в год, «частники» встречались на дорогах относительно редко. Не чаще, чем различные “волжские” службы и такси.
Типичный трафик в Москве в 1982 году:
Кажется, интенсивность движения в Москве не изменилась по сравнению с концом 1950-х годов!
Лишь изредка в центре советской столицы можно было наблюдать что-то похожее на небольшой трафик, чаще перед светофором:
А так дороги всегда были свободны и по городу можно было ездить с ветерком!
Улица Горького в Москве, 1982 год, типичная зимняя одежда советских женщин 40-летней давности:
Тротуары, кстати, узковаты для главной «прогулочной» улицы, особенно по сравнению с шириной улицы. Недавно их немного расширили в ходе реконструкции.
Ленинград-1982, сравнение явно не в пользу современного Санкт-Петербурга, задыхающегося от избытка машин:
По дороге в Иркутск 1982 года почти “северокорейский” трафик:
Но в отличие от КНДР, личные автомобили на улицах Иркутска в 1982 году до сих пор встречаются:
Остатки старого города в Ташкенте, 1982 год:
Прошлые выпуски серии:
1934-36, 1937 г., 1938 г., 1939 г., 1940 г., 1941 г., 1942 г., 1943 г., 1944 г., [1945г[1945, 1946 г., 1947 г., 1948 г., 1949 г., 1950 г., 1951 г., 1952 г.1953, 1954, 1955 г., 1956 г., 1957 г., 1958 г., 1959 г., 1960 г., 1961 г., 1962 г.1963, 1964, 1965, 1966 – дороги СССР/1966 – Дороги мира, 1967 г., 1968 г., 1969 г., 1970 г., 1971 г.1972, 1973, 1974, 1975, 1976-улица СССР / 1976-улица мира, 1977 г., 1978 г., 1979 г., 1980 г., 1981 г.1982 г., 1983, 1984, 1985, 1986 г., 1987-улицы мира / 1987-улицы СССР, 1988 г., 1989 г., 1990 г., 1991 г., 1992 г., 1993 г., 1994 г.1995 г., 1996 г., 1997 г., 1998 г., 1999 г., 2000 г., 2006 г.