Искусство смотреть на картинки. Глава 3

Еще несколько слов о движении в прессе, и для чего оно предназначено. Когда мы читаем книгу, наши глаза, переходя от одного слова к другому, от одного предложения к другому, считывают ту информацию, которую установил писатель. С каждым новым предложением читатель мысленно следит за развитием рассказа. В книге есть определенное внутреннее движение, которое способствует построению драматургии сюжета. Точно так же через движение разворачивается событие в живописном поле художника. Только если для читателей прочитанное переосмысливается в зримых образах, то для зрителей увиденное складывается в своеобразный рассказ.
Движение в поле зрения состоит из цветовых пятен, фигур, групп, расположенных на плоскости и ритмически повторяющихся через определенные промежутки времени.
Без сомнения, это движение должно быть целостным. Представьте себе лестницу в многоэтажном доме. Лестницы – это те же лестничные клетки и межэтажные площадки. Получается определенная ритмическая структура. А если по какой-то причине рухнет один из маршей… Разрушается и восприятие всего лестничного марша в целом.


А. Матисс “Танец”

В декоративном панно «Музыка» французского художника Матисса, выполненном для русского фабриканта и мецената Щукина, художник ритмично расположил на плоскости фигуры людей, поющих и играющих на музыкальных инструментах. По мере того как мы входим в образ и начинаем наше визуальное путешествие, постепенно переводя взгляд с одной фигуры на другую. Первая – это фигура сидящего человека, который поет с правой стороны. Это вход в картину и начало движения. Все фигуры расположены на одинаковом расстоянии друг от друга. Все сидят. Но повороты их поз всегда разные и ожидаемые. И даже рты у них открываются по-разному, так что они как бы издают гармоничную мелодию. Завершает эту мелодию фигура стоящего скрипача, на которой заканчивается это движение и связывает всю группу с фоном. Предположим, фигура исчезла. В картине связи между поющими людьми и скрипачом сразу разрушились, и вся ритмическая структура, задуманная художником, была разрушена.

ЧИТАТЬ  Опрос: жители регионов назвали главные причины переезда в Москву и Петербург на заработки


Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».

Рассмотрим еще одну ритмически подходящую композицию. Это «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. На этой фреске строгому метрическому ритму подчинены все движения: и оконные проемы, и колонны, поддерживающие кровлю, и сама крыша клетки. Подобно фигурам двенадцати апостолов, разделенных на группы. Каждая группа состоит строго из трех человек, не считая Иисуса Христа, сидящего в центре стола. В связи с тем, что образ Христа удален от сотворенного ритма,
Леонардо выделяет его из общей массы присутствующих, подчеркивая его неординарность и одиночество. Все группы объединяются движением рук. Только Христос опустил руки на стол и Иуда Искариот, помещенный художником в центр второй группы апостолов с левой стороны фрески. Правая рука Иуды делает хватательное движение, а левая крепко держит мешок с серебрянками. Очень подробно и очень интересно вы найдете по ссылке:


Сандро Боттичелли «Весна».

В картине Боттичелли «Весна» также четко прослеживается ритм 3 – 1 – 3 – 1.
Картина «Весна» была заказана Боттичелли Лоренцо Великолепным для его 17-летнего племянника Лоренцо ди Пьерфранческо в качестве свадебного подарка и несет в себе аллегорические рекомендации о браке. Поэтому отдельные фигуры составляют сущность главных героев — это Богиня Венера и сам Лоренцо ди Пьерфранческо. Содержание картины я очень подробно рассматривал ранее. Читай дальше. Интересная история. Описание можно найти по адресу: https://salman-spektor.livejournal.com/18550.html


Якопо Бассано “Моиз вырезает воду из скалы”

Необычные ритмические построения мы находим у Якопо Бассано в его картине «Моисей вырезает воду из скалы». На приведенной выше диаграмме цветными линиями я отметил ритмические гаммы, которые развиваются по отношению к горизонтальному краю изображения. Все начинается в нижней части картины, где милая женщина поит своего цыпленка. Эта сцена является вводной, но она также помогает понять смысловое содержание картины. Думает ли глупая птица о человеке, о котором она заботится? Для нее главное – еда. Существует оно или нет. Человеческая масса ведет себя так, что, насытившись материальной или духовной влагой, они забывают о своем герое эту влагу для нее и того, кто ее добыл. И после своего подвига он становится забытым и покинутым, подобно одиноким фигурам, бредущим к далекой хижине, изображенной художником на заднем плане картины.

ЧИТАТЬ  75-летие освобождения Ржева от немецко-фашистских захватчиков


Александр Иванов “Явление Христа народу”

По вертикальным осевым линиям, проходящим через человеческие фигуры, художник Иванов выстраивает ритм в своей картине «Явление Христа народу». события, происходящие в зале. Ритм также создается в группах. В начале они уже погружены. Затем группа стоит, готовая приветствовать Христа. Итак, сидят, готовясь войти в Иордан и завершить действие, новоприбывшие, готовые к крещению.

Source

от admin