Еще несколько слов о движении в прессе, и для чего оно предназначено. Когда мы читаем книгу, наши глаза, переходя от одного слова к другому, от одного предложения к другому, считывают ту информацию, которую установил писатель. С каждым новым предложением читатель мысленно следит за развитием рассказа. В книге есть определенное внутреннее движение, которое способствует построению драматургии сюжета. Точно так же через движение разворачивается событие в живописном поле художника. Только если для читателей прочитанное переосмысливается в зримых образах, то для зрителей увиденное складывается в своеобразный рассказ.
Движение в поле зрения состоит из цветовых пятен, фигур, групп, расположенных на плоскости и ритмически повторяющихся через определенные промежутки времени.
Без сомнения, это движение должно быть целостным. Представьте себе лестницу в многоэтажном доме. Лестницы – это те же лестничные клетки и межэтажные площадки. Получается определенная ритмическая структура. А если по какой-то причине рухнет один из маршей… Разрушается и восприятие всего лестничного марша в целом.
А. Матисс “Танец”
В декоративном панно «Музыка» французского художника Матисса, выполненном для русского фабриканта и мецената Щукина, художник ритмично расположил на плоскости фигуры людей, поющих и играющих на музыкальных инструментах. По мере того как мы входим в образ и начинаем наше визуальное путешествие, постепенно переводя взгляд с одной фигуры на другую. Первая – это фигура сидящего человека, который поет с правой стороны. Это вход в картину и начало движения. Все фигуры расположены на одинаковом расстоянии друг от друга. Все сидят. Но повороты их поз всегда разные и ожидаемые. И даже рты у них открываются по-разному, так что они как бы издают гармоничную мелодию. Завершает эту мелодию фигура стоящего скрипача, на которой заканчивается это движение и связывает всю группу с фоном. Предположим, фигура исчезла. В картине связи между поющими людьми и скрипачом сразу разрушились, и вся ритмическая структура, задуманная художником, была разрушена.
Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».
Рассмотрим еще одну ритмически подходящую композицию. Это «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. На этой фреске строгому метрическому ритму подчинены все движения: и оконные проемы, и колонны, поддерживающие кровлю, и сама крыша клетки. Подобно фигурам двенадцати апостолов, разделенных на группы. Каждая группа состоит строго из трех человек, не считая Иисуса Христа, сидящего в центре стола. В связи с тем, что образ Христа удален от сотворенного ритма,
Леонардо выделяет его из общей массы присутствующих, подчеркивая его неординарность и одиночество. Все группы объединяются движением рук. Только Христос опустил руки на стол и Иуда Искариот, помещенный художником в центр второй группы апостолов с левой стороны фрески. Правая рука Иуды делает хватательное движение, а левая крепко держит мешок с серебрянками. Очень подробно и очень интересно вы найдете по ссылке:
Сандро Боттичелли «Весна».
В картине Боттичелли «Весна» также четко прослеживается ритм 3 – 1 – 3 – 1.
Картина «Весна» была заказана Боттичелли Лоренцо Великолепным для его 17-летнего племянника Лоренцо ди Пьерфранческо в качестве свадебного подарка и несет в себе аллегорические рекомендации о браке. Поэтому отдельные фигуры составляют сущность главных героев — это Богиня Венера и сам Лоренцо ди Пьерфранческо. Содержание картины я очень подробно рассматривал ранее. Читай дальше. Интересная история. Описание можно найти по адресу: https://salman-spektor.livejournal.com/18550.html
Якопо Бассано “Моиз вырезает воду из скалы”
Необычные ритмические построения мы находим у Якопо Бассано в его картине «Моисей вырезает воду из скалы». На приведенной выше диаграмме цветными линиями я отметил ритмические гаммы, которые развиваются по отношению к горизонтальному краю изображения. Все начинается в нижней части картины, где милая женщина поит своего цыпленка. Эта сцена является вводной, но она также помогает понять смысловое содержание картины. Думает ли глупая птица о человеке, о котором она заботится? Для нее главное – еда. Существует оно или нет. Человеческая масса ведет себя так, что, насытившись материальной или духовной влагой, они забывают о своем герое эту влагу для нее и того, кто ее добыл. И после своего подвига он становится забытым и покинутым, подобно одиноким фигурам, бредущим к далекой хижине, изображенной художником на заднем плане картины.
Александр Иванов “Явление Христа народу”
По вертикальным осевым линиям, проходящим через человеческие фигуры, художник Иванов выстраивает ритм в своей картине «Явление Христа народу». события, происходящие в зале. Ритм также создается в группах. В начале они уже погружены. Затем группа стоит, готовая приветствовать Христа. Итак, сидят, готовясь войти в Иордан и завершить действие, новоприбывшие, готовые к крещению.