Директор по персоналу и организационному развитию сервиса “Работа.ру” Юлия Санина отмечает, что роль самообразования в сфере ИТ действительно велика. “Согласно нашему исследованию, каждый пятый россиянин считает, что именно самоучки добиваются успеха в этой отрасли. При этом большинство опрошенных (58%) заявили, что для построения карьеры, вне зависимости от сферы, высшее образование необходимо. Отвечая на вопросы о том, где именно лучше обучаться на ИТ-специалиста, респонденты отмечали такие варианты как “У опытного ментора” (22%), “Онлайн-университет” (10%), а также “Самостоятельно дома по онлайн-материалам” (4%)”, – рассказала она. По ее словам, сфера информационных технологий развивается быстрыми темпами, поэтому очень важно поддерживать свои знания и осведомленность о последних изменениях самостоятельно. “Возможно, именно поэтому многие полагают, что даже без профильного высшего образования в ИТ-отрасли можно добиться высот, ведь важно постоянно получать новые навыки и следить за новостями индустрии”, – отметили Юлия Санина.

Пресс-служба сервиса “Работа.ру” сообщила о том, что исследование проводилось в апреле среди экономически активного населения России старше 18 лет и в нем приняли участие более 3000 человек.

Руководитель проекта BrandUp&YounGo, партнер Kontakt InterSearch Russia Анастасия Стасева считает, что для большинства работодателей наличие базового высшего образования все еще является гарантом правильного подхода к собственному развитию. По ее словам, в ИТ-сфере предпочтение отдается техническому, математическому образованию, так как именно оно подтверждает определенный склад ума специалиста, при этом все прикладные навыки могут быть получены на курсах, собственных проектах и т.п. “Вопрос обучения сегодня невероятно важен для молодых специалистов, особенно для нового поколения, родившегося в начале нулевых. Их запрос к работодателю – обеспечить возможность непрерывного развития и образования. Полгода назад мы проводили опрос среди молодежи и выяснили, что при выборе работодателя гарантия профессионального развития волнует респондентов гораздо больше, чем перспективы карьерного роста. Кандидаты отдают предпочтение компаниям, у которых выстроена система обучения, работают индивидуальные планы развития, есть институт наставничества. Кроме того, молодые специалисты хотят получить опыт в разных функциях, офисах или департаментах, и соответственно, встает вопрос об обучении при ротациях”, – рассказала эксперт.

По ее словам, другая важная тенденция, связанная с корпоративным образованием, сильно выражена в ИТ и диджитал-профессиях, где технологии быстро устаревают, а скорость внедрения новых инструментов должна быть очень высокой, это то, что ИТ-специалистам невероятно важно, чтобы их работодатель был в курсе всех последних изменений и инноваций, мог внедрять их в собственные продукты и, конечно, обучить своих сотрудников новым подходам. “Такая стратегия дополнительно мотивирует специалистов – и за счет интересных задач, и за счет роста собственного профессионализма/востребованности на рынке. В зарубежной практике даже есть специальный термин для таких сотрудников – Learning Value Proposition, которое является частью привычного нам Employer Value Proposition (ценностного предложения работодателя)”, – заключила Анастасия Стасева.

Юлия Санина из компании “Работа.ру” отмечает, что высшее образование действительно является важным во многих сферах и некоторые работодатели по привычке требуют от кандидатов его наличия — даже когда берут сотрудника на такую должность, которая не требует обязательного наличия диплома. “По-прежнему большинство россиян полагает, что высшее образование необходимо для построения успешной карьеры, хотя доля таких немного упала по сравнению с прошлым годом”, – говорит эксперт. По ее словам, для работодателя в первую очередь важны навыки, которыми владеет специалист.

READ  Два очка Тарасенко не уберегли «Сент-Луис» от шестого поражения подряд

“Способ их получения отходит на второй план, поэтому говорить о лидерстве курсов или альтернативных способах образования нельзя. Но не стоит забывать, что сфера IT очень быстро развивается и изменяется. И специалист должен меняться вместе с ней. Для получения необходимых навыков и новых знаний действительно могут применяться курсы, ускоренные программы или альтернативные способы обучения”, – сказала Юлия Санина.

По ее словам, поскольку IT-индустрия очень чутко воспринимает изменения на рынке и легко адаптируется к новым реалиям, велика вероятность, что в ней будет только увеличиваться количество специалистов, получивших свои знания не в университетах, а на других площадках. “Согласно нашему исследованию, уже сегодня четверть digital специалистов предпочитает обращаться за советами и новыми знаниями к так называемым менторам — опытным наставникам из сферы. Помимо этого, многие респонденты говорят о том, что самостоятельно повышают уровень своих знаний при помощи профессиональной литературы, курсов повышения квалификации, посещения профильных мероприятий и конференций”, – рассказала эксперт.

Директор по персоналу компании “Т1 Интеграции” Вероника Еликова отмечает, что в ИТ постоянное самообразование критично: технологии развиваются очень быстро, постоянно появляются новые инструменты и решения, что-то неминуемо устаревает. “Если человек хочет быть в курсе всех трендов рынка и быть востребованным специалистом, дополнительное образование, постоянное профессиональное развитие, изучение новых технологий и усиление своей экспертизы – это обязательные условия”, – считает она.

Она отмечает, что для “Т1 Интеграции”, как работодателя, прежде всего важны опыт работы кандидата, его знания, навыки и умения. “То, каким образом они были приобретены, не является для нас критичным фактором при подборе кандидатов на большинство позиций. Гораздо более важны для работы в ИТ факты прохождения обучения или сертификации, которые позволяют работать с оборудованием и ПО”, – уточнила Вероника Еликова. По ее словам, сейчас на рынке большое количество разнообразных курсов, сложно обобщенно судить об их эффективности. “Важно смотреть на содержание и информационное наполнение курса, чтобы понять, насколько он полезен”, – считает эксперт.

По мнению директора департамента разработки ПО компании “Рексофт” Николая Сокорнова, в ИТ необходимо постоянно учиться, иначе не будешь успевать за развитием технологий в своей области и карьерного роста не будет, однако время на обучения по понятным причинам junior или middle нужно закладывать существенно больше, чем senior, expert или тим-лидам. По его мнению, у хорошего специалиста на обучение еженедельно уходит не менее 5-8 часов. Процесс обучения всегда складывается из двух составляющих: теории и практики.

“Практика, как правило, неотделима от работы. Остается вопрос с теорией. Без личного времени здесь не обойтись. Но надо понимать, что все восемь часов рабочего дня программированием никто заниматься не может. Многие используют период отдыха в том числе для просмотра материалов по профессии, не все время, конечно, и не каждый день, но периодически. Это нормальный процесс. Таким образом, часть рабочего времени уходит на обучение, и нормальные работодатели только приветствуют этот процесс. Но тут все очень индивидуально, у каждого человека свои предпочтения к форме и времени на обучении”, – отмечает эксперт.

READ  Диетолог Соломатина рассказала, как на организм влияет полный отказ от сладкого

По его словам, что касается оплаты обучения, то наиболее эффективен комбинированный вариант, так как он мотивирует человека качественно учиться, он же тратит и свои деньги тоже, однако такое разделение не всегда просто провести по нормам бухгалтерского учета. “В “Рексофт” есть два пути по 100% оплате обучения компанией. Сотрудник обозначает свое желание пройти те или иные курсы, и, если изучение данной технологии применимо в текущих или планируемых проектах “Рексофт”, то курс оплачивается, но с обязательным подтверждением успешного прохождения сертификацией. Второй вариант – это обучение за счет компании в рамках индивидуального плана развития, которое предполагает повышение грейда сотрудника. Тогда компания предлагает сотруднику проверенные курсы по технологиям и навыкам, которые обязательны для роста на следующую карьерную ступень”, – рассказал Николай Сокорнов.

По его словам, нехватка ИТ-кадров настолько велика, что если у человека есть желание переквалифицироваться из текущей специальности в ИТ-профессию, то это вполне реально, ведь можно быть не разработчиком ПО, а начать свою карьеру со смежных профессий, например, тестировщик, аналитик, дизайнер, product owner, копирайтер скриптов, технический писатель, а для разработчика наличие высшего технического или хотя бы 4 курсов вуза важно. “Выбор онлайн курсов огромен и уровень подачи материала у всех разный, многое зависит и от самого обучающегося. Прежде чем выбрать что-то конкретное, правильнее навести справки не только по отзывам в интернет, но и через своих знакомых, работающих в ИТ. Часто есть курсы от ИТ-компаний с гарантией первой стажировки – и это лучший вариант”, – уверен эксперт.

По словам управляющего директора компании “Норбит” (входит в группу “Ланит”) Владимира Вертоградова, Технологии сейчас развиваются повсеместно и очень быстро, стремительно меняются и запросы рынка, почти каждый день появляются новые тренды: роботизация, ИИ и чат-боты, цифровые метавселенные и многое другое. “И все это создает человек. Именно он главный “инженер” и “творец”, но создание новых продуктов и сервисов требует постоянного обновления знаний, дополнительных навыков, именно поэтому процесс обучения должен стать непрерывным. Цифровая незрелость – серьезное препятствие для внедрения инноваций и развития digital-экономики, поэтому большие усилия направлены и государством, и бизнесом, и образовательными учреждениями на преодоление этой проблемы. Школьников, студентов и молодых специалистов активно мотивируют учиться и развивать практические навыки, используя хакатоны, стажировки, корпоративные университеты и центры экспертизы в топовых вузах”, – говорит эксперт.

По его мнению, без фундаментального образования сложно стать высококлассным ИТ-специалистом. Оно становится базой, на которую прекрасно ложатся дополнительные тренинги и курсы. “К сожалению, вузы не успевают адаптировать свои программы под быструю смену технологий, поэтому выпускники часто оказываются не готовы к требованиям работодателя. А онлайн-курсы как раз можно использовать для того, чтобы получить специализированные навыки в конкретной области, плюс в рамках таких курсов часто предусмотрены разнообразные практические задания, то есть теоретические знания можно отработать на реальных задачах. Так, в “Норбит” активно развиваются стажерские и стипендиальные программы с ведущими вузами в Москве и российских регионах, благодаря которым студенты могут получить востребованные знания и опыт под руководством опытных наставников-практиков”, – рассказал Владимир Вертоградов.

По мнению генерального директора компании “Ланит-терком” (входит в группу “Ланит”) Вадима Сабашного, для поддержания “формы” необходима синергия практического опыта и актуализации знаний по смежным технологиям и ИТ-отрасли в целом. “Если хотя бы одной составляющей недостаёт, знания быстро устаревают, и привлекательность специалиста для работодателя снижается. В целом для поддержания актуального видения отрасли, на мой взгляд, вполне достаточно самообразования и изучения профильных ресурсов в Сети, посещения конференций”, – отмечает эксперт. По его словам, несмотря на быстрое развитие технологий, есть набор базовых знаний, которые устаревают значительно медленнее, например, теория игр, сложности алгоритмов, понимание архитектуры вычислений и т. д.

READ  В РФ предложили сделать бесплатным среднее специальное образование

“Как показывает мой опыт, наличие профильного образования дает специалисту широкий кругозор и базу, на которую прекрасно ложатся знания по любой технологии из области ИТ. Но не все задачи требуют глубоких знаний и широты кругозора. Достаточно большое число задач можно решать и после прохождения онлайн-курсов или самообразования. Следует учесть, что “стеклянный потолок” для специалиста, окончившего курсы, будет значительно ниже, чем для выпускника профильного вуза”, – уверен эксперт. Он отмечает, что отрасль ИТ настолько быстро растет, что профильные вузы не могут подготовить необходимое количество специалистов, также важно предоставить удобную возможность для перехода из другой отрасли в ИТ. “Онлайн-курсы прекрасно решают этот вопрос. Сейчас на рынке наблюдается большое число молодых специалистов, пришедших после такой подготовки и профильного образования. Рынок сам проведёт отсев, и в отрасли останутся лучшие. Но возможность быстро и удобно освоить хотя бы основы ИТ важно предоставить всем”, – считает Вадим Сабашный.

Заместитель директора HR-департамента по операционному управлению компании “Крок” Елена Попкова считает, что постоянное обучение и саморазвитие — это реальность каждого специалиста в сфере ИТ. Это позволяет оставаться востребованным и высокооплачиваемым профессионалом, который может работать с современными системами на высоком уровне. “Помимо внешнего обучения, которое мы оплачиваем сотрудникам, у нас есть широкий выбор внутреннего обучения: многочисленные тренинги, вебинары и семинары, мероприятия по обмену опытом, а также есть своя собственная LMS система, в которой каждый сотрудник может найти онлайн-курсы, записи вебинары и материалы для постоянного обучения”, – рассказала эксперт.

По ее мнению, в ИТ-сфере наиболее важными являются опыт и навыки, но профильное образование может быть преимуществом, особенно для начинающих специалистов. “У студентов старших курсов, которые хотят начать карьеру в ИТ, пока не так много опыта в резюме. Поэтому мы обращаем внимание на программу обучения новичка, его студенческие задания и проекты. В “Крок” есть отдельная команда, которая реализует образовательные проекты для школьников и студентов, которые стремятся развиваться в ИТ. Команда brainz by croc проводит бесплатные курсы и школы по нескольким направлениям в ИТ. Лучшим ученикам наших программ мы делаем оффер на работу в “Крок”, – говорит Елена Попкова. По ее словам, онлайн-обучение — это один из множества инструментов самообразования, который позволяет сотруднику любого уровня закрепить знания или повысить квалификацию, однако обучиться новой профессии с нуля только на онлайн-курсе почти невозможно. “Обычно для старта в ИТ специально нужно погружение в реальные задачи и помощь старших коллег или ментора. Поэтому онлайн-курс можно рассматривать, скорее, как дополнение к рабочим задачам и общению с экспертами”, – считает она.

https://www.comnews.ru/content/220268/2022-05-18/2022-w20/it-rabotodateli-zhdut-sotrudnikov-nepreryvnogo-obucheniya

от admin