Как появились многоразовые лодки на реке Чусовой

С 1703 года река Чусовая почти на два века стала основным транспортным путем с Урала в европейскую часть страны. Каждую весну в Чусовую спускали лодки, груженные продукцией уральских заводов и другими продуктами. Хотя по другим уральским рекам перевозили железные лодки, более известными стали именно чусовские караваны. Со всех чусовских пристаней ежегодно отправляли от 600 до 1000 барокко.

Бревна сплавлялись по реке Каме, где их обычно раскалывали на дрова, т.е. фактически они были в наличии. В то же время ежегодно тратилось много древесины на строительство зданий в стиле барокко для объединения фабричной продукции на Урале. В середине 19 века в целях сохранения лесов дирекция Нижнетагильского завода провела эксперимент по подъему порожних судов, на которых металл сплавлялся в Пермь, обратно в реку Чусовую у причала Усть-Уткинская. В «Журнале Министерства внутренних дел» за 1855 г. Рябов написал статью на эту тему.

В 1848 году руководство Нижнетагильского завода приказало в опытном порядке поднять по Чусовой, от реки Камы до Усть-Уткинской пристани, полулодку. «Этот эксперимент, хотя и очень трудный, был проведен и подтвердил возможность предположения», — сообщает автор заметки.

В 1851 году на Чусовой работала экспедиция заводского служащего Кирилла Серебрякова. Он составил топографическую карту реки от Усть-Уткинской пристани до устья, на которой указал, какие работы следует произвести для устранения препятствий к подъему судов, отметил удобные стоянки и т. д. Руководство заводов Нижнего Тагила провело необходимые работы, а также планировало в дальнейшем ежегодно выделять на них средства.

Уже в том же 1851 году было поднято 6 полулодок. В 1852 г. на Чусовой было поднято 13 кораблей и 6 полубарж, в 1853 г. – уже 60 кораблей и 8 полубарж, а в 1854 г. – 50 кораблей и 24 полубарж. Интересно, что часть кораблей, отправленных с Усть-Уткинской пристани в 1855 г., грузили металлом уже в четвертый раз. Это позволяло хорошо экономить лесные ресурсы.

ЧИТАТЬ  Уткин считает, что Баринову нужно согласиться на переход в «Бешикташ»

Баржи на Билимбаевской верфи на реке Чусовой

На каждую лодку, построенную в доках Чусовой, ушло до 260 деревьев. По словам Рябова, только у причала Усть-Уткинской на баржи уходило до 22 тысяч деревьев в год. Здесь стали строить специальные лодки, более прочные, которые можно было возвращать к пристани до 10 раз. Это позволило сохранить многие тысячи деревьев, столь важных в то время во многих отраслях народного хозяйства.

Для подъема лодки заменили рули на поносы и поставили мачту, к которой крепился буксирный трос. К каждой лодке прикреплялись лоцман, 8 рабочих и 6 лошадей (а также 1 или 2 запасные лошади). Лошади шли вдоль берега и тянули буксир. Подъем лодок от устья Чусовой до пристани Усть-Уткинская занял 25 суток. За это время мы преодолели 365 миль.

Опытным путем выяснилось, что когда лодка была заполнена грузом до 500 фунтов, ее было еще легче поднять, так как груз уравновешивал лодку. Кроме того, это позволяло доставлять на Урал товары с Нижегородской ярмарки и пермской соли.

Отправление барочного каравана в Чусовую

Позже, в 1857 году, на Усть-Уткинской пристани тагильский мастер Максим Утемов начал строительство первого парохода «Опыт» на Чусовой. Через три года, в 1860 году, корабль был готов. Он имел мощность в 30 лошадей, подходил для быстрых течений и небольших глубин. Пароход успешно ходил от Усть-Уткинской пристани до устья Чусовой и обратно и мог вести несколько барж. Через два года был построен еще один пароход вместимостью 40 лошадей, а в 1863 г. Чусовая высадилась на 20-30 лошадей. Корпус пароходов был железным, но легким, чтобы минимизировать осадку на небольшой реке. Однако пароход с баржами шел вверх по течению не своим ходом, а с помощью паровой лебедки для намотки привезенных якорных канатов. Затем он медленно отстранился.

ЧИТАТЬ  Хакер-неудачник

Значение реки Чусовой как транспортного пути уменьшилось после строительства Горно-Уральской железной дороги в 1878 году, а в начале 20 века барочный сплав по Чусовой окончательно ушел в прошлое.

Павел Распопов

Также читайте:

Source