Как заставить банк вернуть деньги, украденные с карты
Президент поручил правительству и ЦБ подготовить механизм выплаты банками и другими кредитными организациями компенсации клиентам, чьи деньги были похищены в результате мошеннических действий с 1 июля текущего года.
Поправок в законодательство пока нет, но эксперты утверждают, что механизм возврата грабежа уже принципиально сформирован, он основан на решении Верховного суда РФ.
Кто должен нести ответственность за подозрительные транзакции
В середине прошлого года ЦБ представил на обсуждение пакет поправок в закон «О национальной платежной системе», предложив банкам участвовать в установлении правил, по которым они будут нести ответственность за пропажу денег клиентов, как в результате мошеннических действий третьих лиц. Так что банки не хотели добровольно решать проблему, и теперь, в условиях новой политической и экономической реальности, судя по всему, механизм защиты граждан все-таки будет принят, но как жесткая мера ответственности банки.
«Все предпосылки для такого подхода к решению этой проблемы очевидны, — считает глава Западной коллегии адвокатов Москвы Александр Инютин. – Это выражено не только в поручении президента, но и в позиции Верховного Суда РФ, в которой содержится посыл о том, что кредитная организация, в отличие от клиента, является профессиональным участником правоотношений, следовательно, обязан соблюдать принципы добросовестности, разума и благоразумия.
Речь идет об определении Верховным судом РФ виновного гражданина по делу, у которого злоумышленники похитили телефон и с помощью этого устройства оформили кредит, а деньги были выведены через подставные счета. Банк отказал в списании долга своему клиенту, и гражданин обратился в Верховный суд РФ, который указал, что виновником ситуации является не клиент, а банк. И вот почему:
Сначалакредитная организация не подтвердила, как согласовывала с клиентом параметры якобы запрашиваемого кредита.
Второй“кредитная операция” была совершена в подозрительное время – с 4 до 5 утра, а кредитные средства, зачисленные банком, были немедленно переведены на счета третьих лиц и банк разрешил данную операцию.
В третьихпосле кражи телефона гражданин принял разумные меры для предотвращения мошеннических действий с его счетом (сообщил в службу поддержки банка, заблокировал сим-карту), а кредитная организация ничего не сделала для защиты своих средств.
– Те аспекты, которые указал Верховный Суд, являются операциями, которые трактуются законом как подозрительные, и банк должен нести ответственность за свое поведение (Закон 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризм). – приблизительный срок службы). Скорее всего, этот факт теперь будет рассматриваться всеми судами в РФ как своего рода пример для рассмотрения дел о мошенничестве со счетами граждан, — предполагает юрист Межрегионального объединения Москвы Дмитрий Шагин. – В этом случае банки должны компенсировать финансовые потери осведомленных граждан.
Как заставить банк вернуть деньги
Сотрудники банка предлагают в случае обнаружения хищения денег со счета обратиться в ближайшее отделение вашего банка с заявлением о блокировке счета и попросить отозвать перевод.
Однако юристы советуют учитывать несколько моментов:
1. Если у вас украли телефон с целью выуживания денег, вы должны предварительно написать заявление в полицию по данному факту и обязательно заблокировать не только карточный счет, но и сим-карту, с которой производилась незаконная операция. В этом случае раскройте факт преступления — и примите разумные меры для предотвращения дальнейших мошеннических действий.
2. После обращения в полицию необходимо лично прийти в отделение банка и написать заявление с просьбой отозвать операцию по перечислению денежных средств с вашего банковского счета в связи с ее неправомерностью, копию заявления в полицию необходимо приложить к это обращение.
3. Если злоумышленники оформили вам кредит, необходимо написать еще одно обращение – с просьбой отменить кредитные операции в связи с несогласованностью условий кредитного договора.
«Безусловная компенсация со стороны банка наступает, если мошенники похищают деньги без ведома и участия клиента», — напоминает Петр Гусятников, старший управляющий директор юридической компании PG Partners.
Банки, как правило, отказывают в аннулировании перевода или кредитного договора, ссылаясь на то, что действие по счету производилось с дистанционным банком и это возможно только с согласия клиента, либо по причине нарушения правил хранения кодов доступа. В обоих случаях банк не несет ответственности за финансовые потери недобросовестного клиента. Фактически, некоторые банки «забывают», что от них требуется проводить достаточное количество проверок и надлежащим образом реагировать на заявки клиентов.
– Если есть доказательства того, что деньги были сняты или переведены без участия гражданина, то он может рассчитывать на компенсацию. Но для успеха важна последовательность действий, которые должен совершить пострадавший: вовремя сообщил о происшествии в банк, заблокировал карты
Кроме того, эксперты указывают, что при отсутствии кредитных операций любой перевод может быть заблокирован банком на основании обоснованных подозрений, а реальным поводом для таких подозрений является заявление клиента. Об этом говорится в инструкции ЦБ РФ.