Как журнал Burda изменил мир советских женщин
Этот первый западный журнал произвел фурор в СССР. С ним даже обычные женщины могли не только обзавестись стильными предметами одежды, но и нести в свою серую действительность немного «западного образа жизни».
Жизнь даже в позднем СССР была далека от потребительского рая. Та же немодная одежда и предметы интерьера, которые простые горожане могли купить в магазинах, заставляли их ощутить однообразие и серость окружающей действительности.
Особенно трудно было смириться с этим женщинам, которым от природы свойственно одеваться и выделяться, а также украшать свой дом. В зарубежных фильмах советские люди могли видеть «красивую» жизнь за границей. Иногда на советские склады привозили и отдельные артефакты этой жизни — импортные сапоги, сумки, куртки или даже комплекты, во всяком случае, из стран соцлагеря.
В результате как у приобретших желанные блага, так и у тех, кому их не хватало, возникло еще более острое недовольство серостью жизни и такое же стремление приобщиться к пестрой жизни Запада.
А в конце 1980-х у женщин СССР вдруг появилось окно в захватывающий мир западного изобилия. В СССР стали продавать немецкий журнал по шитью и шитью Burda. С их помощью даже неопытный в рукоделии человек мог превратиться в нарядную красавицу, одетую с покрывала, соперничающую с модницами Бонна и Берлина. Но дело было не только в шитье или вязании. Советы по обустройству дома, приготовлению пищи и прочим мелочам дают возможность впитать и воплотить частичку реальности Западной Европы.
советские журналы для женщин
В СССР, конечно, были и модные журналы. Уже после Великой Отечественной войны стали активно развиваться «Модели сезона», «Журнал мод», «Мода стран социализма», в которых можно было найти модели женской, мужской и детской одежды. И пусть этих журналов было не очень много, по ним все же можно было представить, что они привезут в этом сезоне в европейские столицы. Проблема, однако, заключалась в том, что часто там рисовались фасоны, а иногда только силуэты выставленной одежды. Чтобы это повторить, нужна была портниха высокого уровня. Некоторые из них, конечно, были, но очень немногие.
Ретро мода. сезонные узоры. Осень-зима 1955-1956 гг.
Некоторые журналы тоже шли с моделями, но не в натуральную величину, и их проработанность, как правило, оставляла желать лучшего. Часто вещь, сшитая на них, не работала. В результате модная и интересная одежда остается привилегией тех, кто может себе позволить регулярно пользоваться услугами высококлассного ателье или умело шил.
Кроме того, проблема с этими модными журналами заключалась в том, что было неясно, для каких женщин они предназначены. Вроде и не были иностранцами, но и не были похожи на тех, кто живет в советской действительности.
Регина Збарская, советская модель
Немецкий журнал в Москве
Но немецкий журнал Burda Moden имеет большой опыт прямого общения со своей целевой аудиторией. Он начал издаваться в 1950 году под руководством Анн Бурда в Германии, Австрии и Швейцарии. Он не только показал выкройки одежды, но и дал подробные инструкции, шаг за шагом, чтобы повторить то, что вы видите на фото. И повторение действительно удалось благодаря идеально адаптированным моделям в натуральную величину и на все размеры.
В 1986 году между издательством Энне Бурда и Внешторгиздатом был заключен договор – журнал должен был быть передан в СССР и печататься в Германии. 100 000 экземпляров журнала были привезены в Москву вместе с парадным снаряжением и одеждой для показа мод, приуроченного к презентации журнала. Произошло это 3 марта 1987 года в Колонном зале Дома Союзов — дата была выбрана специально для поздравления советских женщин с 8 марта. Журнал быстро стал дефицитным товаром: женщины специально договаривались с продавцами в киосках, чтобы успеть купить Burda, а другие брали его у друзей и в библиотеках.
Обложка первого номера журнала Burda (Германия) на русском языке
Как советские женщины полюбили журнал
Оказалось, что у советских читателей много общего с немцами — они тоже близки и понимают язык журнала, на котором он говорил со своей аудиторией. Красочное издание с цветными фотографиями ярких женщин, одетых в элегантную повседневную одежду, стало для советской женщины своеобразным выходом из мира дефицита.
Несмотря на то, что зачастую пошив модели из журнала не требует серьезных навыков, он был настолько эффектным, что со стороны казалось, что вещь сложного кроя. “У меня была любимая юбка-фонарик, я даже думала сшить ее заново: тяжелый плотный темно-зеленый шелк. Складки прошли от талии, а к низу юбка стала уже. Выглядела красиво, но как все было просто – два шва вспоминает Марина, читавшая журнал в конце 1980-х.
Несмотря на дефицит красивой готовой одежды, в СССР можно было купить качественные и разнообразные ткани. Правда, иногда их приходится модифицировать. Например, для создания эффекта потертых джинсов использовали жесткую щетку и отбеливающие средства Whiteness. Аксессуары также часто изготавливаются вручную – стандартные пуговицы, которые можно найти в магазине, на моделях Burda иногда смотрятся чужеродно.
Издание знакомило читателя с образом жизни, принципиально отличным от его собственного, поэтому Бурда стал популярен даже среди тех, кто не умел шить и не пользовался услугами ателье — они просто заглядывали посмотреть на кусочек вестерна. мир. Вскоре этот мир стал проникать в советскую повседневную жизнь: «Я работал в мастерской: заказчики часто приходили с журналом и показывали понравившуюся модель для повторения, иногда немного меняли. В какой-то момент мы стали использовать журнал как каталог – посмотрели на работе. Все остальные стали копировать стрижки, укладки, особой популярностью пользовалась стрижка “под принцессу Диану”. Прямо с журналом пошли к парикмахерам и показали, что хотели”, – вспоминает Алена, швея и читатели журнала.
Смотрите также:
Как появился один из самых влиятельных модных журналов? История Vogue
«Советская Софи Лорен» и ее несчастливая судьба
Пять обычных сегодня вещей, которые были постыдны для советской женщины