Какой самолет самый быстрый в мире: правильно отвечают лишь единицы
Знаменитый самолет-разведчик «Черный дрозд» находится лишь на втором месте.
А первое занимает необычный исследовательский аппарат Северная Америка Х-15. Однако это самолет с крыльями и шасси, управляемый одним человеком. Это, видимо, единственный в истории гиперзвуковой летательный аппарат, построенный в США для исследовательских целей.
Его создание связано с тем, что НАСА хотело ответить на ряд технических вопросов перед запуском космических программ суборбитальных полетов и программы «Аполлон» по доставке человека на Луну. Полеты трех Х-15 позволили понять, как материалы обшивки нагреваются от трения о воздух, как ведут себя самолеты при выходе из плотных слоев атмосферы и входе с орбиты и многое другое.
Во время одного из полетов Х-15 развил скорость 7273 км/ч, или около 6,7 Маха, установив мировой рекорд. В другом полете он поднялся на высоту около 108 километров.
Второй экземпляр Х-15 с дополнительными топливными баками: именно он установил мировой рекорд скорости 6,7 Маха.
Иллюстрации НАСА
Как работает и летает Х-15
15-метровый самолет имеет короткие и прямые крылья, как у перехватчика F-18 Hornet, и развитое оперение с хвостовым килем не только сверху, но и снизу. Из-за этой особенности самолет сам не может вылететь из аэропорта. В ходе поисковых полетов бомбардировщик В-52 поднял ее на высоту почти 14 км и разогнал до 800 км/ч, после чего разблокировал и зажег двигатель пушки, работавший на безводном аммиаке и жидком кислороде.
В атмосфере он управлялся аэродинамическими плоскостями на хвосте, а при выходе в ближний космос управлялся вспомогательными ускорителями в носовой части, работающими на перекиси водорода.
Кроме того, полет протекал следующим образом: двигатель работал 80-120 секунд, разгоняя аппарат до гиперзвуковых скоростей или позволяя набрать высоту. Затем топливо закончилось и упало на землю, как и планировалось.
Так как внешние поверхности сильно нагреваются, корпус выполнен из жаропрочного железоникелевого сплава и покрыт компаундом, также рассеивающим тепло. И кабина термически изолирована от остальной части самолета.
X-15 приземлился сам по себе, хотя и странным образом.
фото НАСА
Перед посадкой нижняя часть киля откидывалась назад и сбрасывалась на отдельном парашюте. После этого летчик выпустил шасси, состоящее из стойки с колесом в носу и двух лыж в хвосте, и совершил посадку на поверхность соленого озера Роджерс.
Всего было построено 3 экземпляра, которые совершили 199 полетов с 1959 по 1968 год. В небольшую группу летчиков, летавших на них, входил Нил Армстронг, впоследствии ставший первым человеком, ступившим на Луну. Во время полета, к сожалению, произошла авария и пилот погиб. Несмотря на это, программа в целом считается успешной.