«Когда люди говорят о религии, это ужасно неточно». Религиоведение в саксонской и немецкой школах
Независимо от того, говорит ли в календаре этика, философия, ценности и нормы, практическая философия, философия с детьми или общая этика: эти предметы также должны иметь дело с религиями, которые существуют на этой земле.
Но это случается слишком редко в Германии. Доктор Катарина Нееф вместе с экспертами из университетов Лейпцига и Ганновера обнаружила, что религиоведение на уроках этики — это сын сына.
В некоторых странах нет даже курсов подготовки учителей по этому предмету, поэтому религиоведение не может преподаваться. Религиовед Д. Кэтрин Ниф.
Госпожа Ниф, как вам пришла в голову идея изучить внедрение религиоведения в немецких школах?
Это на пути (смеется). Если вы посмотрите на курс этики в том виде, в каком он написан, вы увидите, что религия является темой почти каждого курса этики. Это исторично, потому что этика является заменой предмета для детей, чьи родители не хотели, чтобы их обучали религии конфессиональным путем. Таким образом, этика является предметом, в котором религия выступает как объект, если ваш ребенок не участвует в религиозном образовании.
В своем исследовании вы изучили, в какой степени религиоведение преподается на уроках этики во всех федеральных землях Германии. Это звучит как много работы.
Да, это был почти крупный проект. Мы начали в 2017 году, но потом потеряли время из-за коронавируса. Мы наняли коллег из отдельных федеральных земель для исследования ситуации на месте и выполнения предварительной работы. Прежде всего, речь шла о том, чтобы увидеть на формальном уровне, как эти альтернативные предметы закреплены в школе и рассматривается ли религия в учебной программе и каким образом.
Затем мы рассмотрели подготовку учителей по этому предмету. Уроки этики часто проводятся в Философском институте, что связано с большой долей тем преподавания философии. Но религия также закреплена в учебной программе, но в подготовке учителей существует большое разнообразие в отношении того, представлена ли она и как религия представлена в курсе: либо не представлена вообще, либо в определенной степени, в зависимости от того, преподает ли она и кто. .
Нередко это философия религии или теология, обе из которых имеют очень специфический подход к религии: либо очень сосредоточены на идеях и писаниях, либо просто устанавливают свою собственную традицию. То, чем пренебрегают — и я говорю это как религиовед, — это разговоры о религии как о чем-то, что является частью повседневной жизни и чем-то практическим.
Мы считаем, что такой социально-научный подход к религии желателен, поскольку он также охватывает религию как нечто повседневное и иное, а не только как духовную сферу, в которой старые белые люди борются с представлениями о Боге. Третьим столпом исследования были политические дебаты по соответствующему вопросу и его статусу в отдельных федеральных землях. Однако в Саксонии дела шли относительно спокойно.
А в других штатах?
Да, есть большие различия. Например, мы также находим контраст между Востоком и Западом, являющийся результатом исторического смешения. В школах Саксонии, например, религиозное обучение – протестантское, католическое и еврейское религиозное обучение – и этика в значительной степени имеют такое же значение, как и обязательные факультативные предметы.
Родители или дети до 14 лет выбирают тему среди множества. С другой стороны, во многих старых федеративных государствах так называемое регулирование замещающих субъектов часто существует и сегодня. Это означает, что религиозное образование является нормой, а замещающий предмет подчинен ему.

Пути, используемые федеральными землями для обеспечения замены, также различаются. В то время как в Саксонии относительно немного религиозных классов, невероятное количество индивидуальных классов было создано в Баден-Вюртемберге, Гессене и Северном Рейне-Вестфалии, например, старокатолические, свободные религиозные или меннонитские религиозные классы.
Таким образом, здесь конституционная идея религиозного обучения поддерживается тем, что принимает как можно больше религиозных общин и делает это религиозное обучение возможным для них. Хотя об этом просят очень и очень немногие дети.
Другой случай — ислам, потому что мусульманские общины устроены по-разному. По большей части они не являются корпорацией публичного права, как церкви. Трудно найти контактное лицо, с которым можно обсудить внедрение исламского религиозного образования.
В результате мы находим очень разные структуры, особенно в западных федеральных землях – с отдельными общинами, с круглыми столами, с государственными агентствами или со многими мусульманскими классами. В целом, однако, мы можем сказать, что там, где есть такая диверсификация в религиозном обучении, более вероятно, что преподавание этики будет игнорироваться.
Другая проблема заключается в том, в какой степени этика предлагается в качестве предмета-заменителя. Моя коллега Кристина Вёстемейер проанализировала все это сравнительным образом. В Гамбурге, Сааре и Бремене нет замены в начальной школе. Так что тот, кто снят с учета по религии, выбывает из строя, а другие остаются с религией.
Это все еще коренится в идее, что этика предмета-заменителя является чисто философским предметом, которого можно ожидать только от старшеклассников. Тот факт, что есть еще больше религиозных инструкций и как вы можете сделать альтернативное подношение, полностью позади нас.
А как обстоят дела на востоке?
В новых федеративных государствах все совершенно иначе. Были также дебаты о регулировании в Саксонии после воссоединения. Сначала они хотели ориентироваться на Баварию с заменой модели специалиста. Политики в Дрездене относительно быстро поняли, что в федеративном государстве, где 75 процентов населения не принадлежит церкви, это не может быть правильным регулированием. Поэтому было принято решение: мы позволяем им выбирать между этикой и религией. Однако перед правительством Саксонии стояла задача обеспечить, чтобы этика освещалась в классе.
Какие различия существуют в настоящее время между федеральными землями в преподавании религиоведения при подготовке учителей?
Как я уже сказал, это тоже сильно отличается и зависит от ситуации в отдельных федеральных землях. В Баварии, например, до 2021 года базовая подготовка учителей по этике была невозможна. Это означало: либо ее не предлагали в школах, либо учитель проходил недельный курс обучения (!) предложить лекции, или учитель, который согласился сделать это, преподавал этику. из другого предмета. Соответственно, процент отказов был очень высоким.
Таким образом, религиоведение в конечном счете является сыном во многих федеральных землях, или как я могу интерпретировать это видение результатов исследования?
Да еще и по двум причинам: этика в некоторых странах уже дитя, а тема религии в этих темах зачастую и подавно. Мы обнаружили, что религиозное образование является важной частью многих учебных программ по этике, но это не отражается ни на подготовке учителей, ни на дидактической профессионализации религиоведения.
Когда люди говорят о религии, это ужасно неточно, упрощенно или частично неточно. Если определенные религии всегда изображаются экзотическими, это контрпродуктивно для целей воспитания толерантности. Основной тезис, принятый в очень старом религиозном образовании, таков: религии — это монолитные блоки. Здесь нет места разнообразию – есть «христианство», «иудаизм» или «ислам».
И эти блоки потом преподносятся в учебниках отчасти в пугающе стереотипном, отчасти в расистском ключе. Фенотипически женщины-мусульманки и мусульманки почти всегда представлены ненемками и всегда носят платок. Здесь есть разграничение. Идея о том, что кто-то, у кого есть немецкие бабушка и дедушка, все еще может быть мусульманином, совершенно не соответствует действительности.
То же самое относится и к буддизму с обратным знаком. Буддисты миролюбивы – то, что религиозное насилие исходит от буддистов, например в Мьянме, не вписывается в образ улыбающегося Будды, который сопровождается медитативной музыкой.
Как это связано с христианством?
Когда упоминается христианство, в Восточной/Северной Германии в основном упоминается протестантизм, но также упоминается и католицизм. Не сказано, что православные, баптисты, адвентисты или свидетели Иеговы тоже являются частью христианского мира. Они, скорее всего, останутся в углу, как семь.
Таким образом, «нормальные» формы религии четко обозначены: какая религия приемлема, а какая нет. Это открытие мы также записали в руководство. Исследования говорят здесь о парадигме мировых религий. Короче говоря, это означает: вы должны кое-что знать о мировых религиях, остальное можете оставить.
Как вы думаете, каковы будут последствия такого развития событий?
Самым серьезным последствием является то, что мы очень плохо подготовлены к разговору о религии. Когда говорят о религии за пределами школы или колледжа, она становится либо личной, либо политической, положительной или отрицательной. Является ли религия источником всего зла или важным фактором демократии. Например, тогда христианство становится повивальной бабкой Федеративной Республики, а ислам становится религией, угрожающей миру.
Чего нам не хватает, так это способа говорить о религии как о социальном, культурном феномене, который может иметь как хорошие, так и плохие последствия, как и другие институты. Вы можете понимать религию как социальное явление, как и другие. Не нужно бояться ранить чувства, потому что религия не должна касаться этих чувств.
Вы уже упомянули руководство, в котором записали свои знания. Для кого это руководство?
Конечно для всех (смеется). Нет, серьезно: наши идеальные получатели — это люди, занимающиеся образованием, учителя и даже политики в области образования, а также заинтересованные читатели, которые, например, хотят прочитать о развитии предмета этики в Саксонии в 1990-х годах.
Есть 16 глав штатов, в которых подробно описывается процесс развития этического образования в каждом штате и в текущем штате. Есть и историческая часть, восходящая к Империи. Наш справочник также можно рассматривать как исследование того, как формировалось немецкое государство с точки зрения религиозной политики. И самое главное, книга доступна в открытом доступе в издательстве de Gruyter.
Как у религиоведа, если бы у вас были какие-то пожелания относительно немецкой системы образования, какие бы они были?
Не знаю, разумны ли в данный момент, когда повсюду не хватает учителей, вопросы в этом смысле. Но, конечно, у нас есть желания. С одной стороны, слишком часто употребляется слово «субститут-заменитель». Что означает другое время. Потому что тема этики — или то, что называется в других федеральных землях — сейчас привлекает большую часть населения, чем в бывшей федеративной республике.
Для нас также важно, чтобы улучшалось качество религиозного образования в школах, чтобы религия выходила из убогого угла и продуктивно интегрировалась как предмет в эти предметы.
«Когда люди говорят о религии, это ужасно неточно». впервые появился 31 марта 2023 г. в текущем печатном издании Leipziger Zeitung (LZ). Наш номер 111 LZ можно найти в оптовых магазинах и типографиях, в том числе в розничных магазинах.