Кто строил высокие дома на труднодоступных горных склонах: удивительное исследование
С 9 по 12 века нашей эры десятки тысяч предков пуэблоанцев, живших в каньоне Чако, занимали массивные здания высотой до четырех этажей, многие из которых имели сотни комнат.
Построенные из блоков песчаника и тяжелых бревен, здания в каньоне Чако и его окрестностях были самыми большими сооружениями, когда-либо построенными в Северной Америке до 19 века. Однако без помощи колес или тягловых животных транспортировка таких массивных кусков материала из близлежащих гор была бы проблемой, которую многим трудно себе представить.
Исследователи из Университета Колорадо (CU) в Боулдере решили открыть эту тайну. Команда показала, что человеческий череп, шея и позвоночник более чем способны работать вместе, чтобы удерживать 60-килограммовую связку дерева и нести такой груз на 100 и более километров.
Все, что нужно, чтобы нести такой тяжелый вес, — это пара человек, пара головных ремней и немного решимости.
«Некоторые люди пекли хлеб на закваске во время COVID. Вместо этого мы носили песок и тяжелые бревна с помощью мышц головы», — пошутил Роджер Крам, интегративный физиолог из Калифорнийского университета в Боулдере.
Секрет поднятия тяжестей
В современном мире, где сумки и рюкзаки доступны каждому, такой способ перевозки грузов может показаться странным. Сначала Крам и два соавтора исследования, нейробиолог Джозеф Карзоли и биохимик Джеймс Уилсон, пытались взвалить на себя бревна, но вскоре поняли, насколько это неэффективно.
«Это было просто утомительно, — вспоминает Крам. «Наверное, это самый глупый способ носить тяжелый предмет».
Альтернативный метод известен людям на протяжении тысячелетий, но сегодня древний «лайфхак» слишком часто упускается из виду. Поясные ремни на треккинговых сумках необходимы, чтобы помочь нашим плечам расслабиться и перераспределить часть веса на мышцы туловища. Как оказалось, гораздо более простой вариант — привязать вес к макушке с помощью троса.
Вокруг каньона Чако археологи нашли керамические изображения, изображающие людей пуэбло, использующих трубы для транспортировки ресурсов, а также обертки из волокон юкки, которые могут быть остатками древних труб. Авторы отмечают, что шерпы в Непале до сих пор используют веревки для переноски грузов весом до 111 кг, направляя при этом туристов, чьи плечи, скорее всего, будут гореть от гораздо более легких рюкзаков.
После нескольких месяцев практики под руководством Карзоли Уилсон и Крам смогли вместе перевезти 60-килограммовую сосну пондероза по холмистой дороге со скоростью около 25 километров в день. Это не намного медленнее, чем скорость ходьбы без упражнений, и исследователи отмечают, что такой результат был достигнут с «удивительным» комфортом.
древняя дорога
Возможно, поэтому ширина древних дорог, ведущих к каньону Чако, достигает девяти метров, что позволяет ряду рабочих горизонтально перевозить тяжелую древесину, каждая из которых разорвана наперед. «Вербальное общение между субъектами имело решающее значение для правильного выбора времени подъема и размещения бревен», — пишут Крам и его коллеги. Сами ученые быстро научились «ходить в ногу», чтобы смягчить раскачивание дерева и потерю контроля.
Решительные исследователи даже привезли с собой Т-образные палки, чтобы во время перерывов им не приходилось постоянно нагружать и разгружать лямки. Они также взяли эту идею у шерпов в Непале. Основываясь на своих усилиях, команда подсчитала, что три человека могут реально переместить 85-килограммовую деревянную балку крыши из лесов гор Чуска в пустыню Чако. Всего прогулка продлится около четырех дней, включая время на отдых и питание.
Подсчитано, что для строительства всего города потребуется около 200 000 деревянных балок. Это не маленький объем работы, а задача, которая сейчас представляется выполнимой при наличии достаточного количества времени и человеческих ресурсов.
Кто совершил трудное путешествие, неясно, но, поскольку горы являются священными местами в обществе потомков пуэбло, исследователи полагают, что путешествие могло быть церемониальным актом, призванным вдохновить на командную работу, солидарность, доверие и веру. Существует также вероятность того, что рабы использовались для строительства великих домов каньона Чако, как предполагают некоторые устные предания.