Кто строил высокие дома на труднодоступных горных склонах: удивительное исследование

С 9 по 12 века нашей эры десятки тысяч предков пуэблоанцев, живших в каньоне Чако, занимали массивные здания высотой до четырех этажей, многие из которых имели сотни комнат.

Построенные из блоков песчаника и тяжелых бревен, здания в каньоне Чако и его окрестностях были самыми большими сооружениями, когда-либо построенными в Северной Америке до 19 века. Однако без помощи колес или тягловых животных транспортировка таких массивных кусков материала из близлежащих гор была бы проблемой, которую многим трудно себе представить.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Исследователи из Университета Колорадо (CU) в Боулдере решили открыть эту тайну. Команда показала, что человеческий череп, шея и позвоночник более чем способны работать вместе, чтобы удерживать 60-килограммовую связку дерева и нести такой груз на 100 и более километров.

Все, что нужно, чтобы нести такой тяжелый вес, — это пара человек, пара головных ремней и немного решимости.

«Некоторые люди пекли хлеб на закваске во время COVID. Вместо этого мы носили песок и тяжелые бревна с помощью мышц головы», — пошутил Роджер Крам, интегративный физиолог из Калифорнийского университета в Боулдере.

Секрет поднятия тяжестей

В современном мире, где сумки и рюкзаки доступны каждому, такой способ перевозки грузов может показаться странным. Сначала Крам и два соавтора исследования, нейробиолог Джозеф Карзоли и биохимик Джеймс Уилсон, пытались взвалить на себя бревна, но вскоре поняли, насколько это неэффективно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ЧИТАТЬ  Минобороны РФ сообщило о возвращении из плена 101 военнослужащего

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Альтернативный метод известен людям на протяжении тысячелетий, но сегодня древний «лайфхак» слишком часто упускается из виду. Поясные ремни на треккинговых сумках необходимы, чтобы помочь нашим плечам расслабиться и перераспределить часть веса на мышцы туловища. Как оказалось, гораздо более простой вариант — привязать вес к макушке с помощью троса.

Вокруг каньона Чако археологи нашли керамические изображения, изображающие людей пуэбло, использующих трубы для транспортировки ресурсов, а также обертки из волокон юкки, которые могут быть остатками древних труб. Авторы отмечают, что шерпы в Непале до сих пор используют веревки для переноски грузов весом до 111 кг, направляя при этом туристов, чьи плечи, скорее всего, будут гореть от гораздо более легких рюкзаков.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После нескольких месяцев практики под руководством Карзоли Уилсон и Крам смогли вместе перевезти 60-килограммовую сосну пондероза по холмистой дороге со скоростью около 25 километров в день. Это не намного медленнее, чем скорость ходьбы без упражнений, и исследователи отмечают, что такой результат был достигнут с «удивительным» комфортом.

древняя дорога

Возможно, поэтому ширина древних дорог, ведущих к каньону Чако, достигает девяти метров, что позволяет ряду рабочих горизонтально перевозить тяжелую древесину, каждая из которых разорвана наперед. «Вербальное общение между субъектами имело решающее значение для правильного выбора времени подъема и размещения бревен», — пишут Крам и его коллеги. Сами ученые быстро научились «ходить в ногу», чтобы смягчить раскачивание дерева и потерю контроля.

ЧИТАТЬ  Председатель Народного Совета ДНР рассказал о депутатах, которые служат в армии

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Решительные исследователи даже привезли с собой Т-образные палки, чтобы во время перерывов им не приходилось постоянно нагружать и разгружать лямки. Они также взяли эту идею у шерпов в Непале. Основываясь на своих усилиях, команда подсчитала, что три человека могут реально переместить 85-килограммовую деревянную балку крыши из лесов гор Чуска в пустыню Чако. Всего прогулка продлится около четырех дней, включая время на отдых и питание.

Подсчитано, что для строительства всего города потребуется около 200 000 деревянных балок. Это не маленький объем работы, а задача, которая сейчас представляется выполнимой при наличии достаточного количества времени и человеческих ресурсов.

Кто совершил трудное путешествие, неясно, но, поскольку горы являются священными местами в обществе потомков пуэбло, исследователи полагают, что путешествие могло быть церемониальным актом, призванным вдохновить на командную работу, солидарность, доверие и веру. Существует также вероятность того, что рабы использовались для строительства великих домов каньона Чако, как предполагают некоторые устные предания.

Source