Иллюстрации и фрагменты текста из каталога писанок 1899 года, изданного Скоропечатней Левенсона.


Таблица XVIII. Фрагмент. // Описание коллекции народных писанок : с альбомом из 33 хромолитографированных и 12 черных таблиц (всего 2219 рисунков) / составил С. К. Кульжинский. – Москва: Поставщик Высочайшего Двора Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1899. – 177 с. : ил. – (Лубенский музей Е. Н. Скаржинской. Этнографический отдел). Вып. 1. – 1899. Metropolitan Museum of Art Libraries. Source

«Даже мертвым яйцо дает силу жизни и с помощью его они чуют дух жизни и обретают утраченные силы. Благодаря чудодейственной силе яйца, можно иметь сношения с мертвецами, которые как бы оживают на время. […] Если положить на могилу ту крашенку, которая была первой из полученных на Пасху, то покойник слышит все, что говорят ему, т. е. как бы возвращается к жизни и к тому, что радует или печалит живущего.»

«Описание коллекции народных писанок», 1899. Лубенский музей Е. Н. Скаржинской, Лубны, Полтавская губерния.

Скаржинская Екатерина Николаевна.

Екатерина Николаевна Скаржинская в девичестве Райзер (1852-1932) — помещица, меценатка, учредительница первого общедоступного частного краеведческого музея Левобережной Украины.

Лубенский музей Е. Н. Скаржинской.

Частный музей, созданный Екатериной Скаржинской в 1874 году в своем имении в Лубнах Полтавской губернии, стал первым общедоступным краеведческим музеем Левобережной Украины. Для него был специально построен двухэтажный флигель. В начале XX века музей насчитывал 20 тысяч экспонатов, 4 тысячи книг научной библиотеки и архивы.

Вход в музей был бесплатным. Ежедневное количество посетителей в 1900 году достигало 300 человек. При музее функционировали школа, читальня с библиотекой, лекторий.

Меценатка решила подарить свой музей Лубнам, но городская дума не признала возможным принять такой подарок.


2.

Таблица I. Фрагмент. // Описание коллекции народных писанок : с альбомом из 33 хромолитографированных и 12 черных таблиц (всего 2219 рисунков) / составил С. К. Кульжинский. – Москва: Поставщик Высочайшего Двора Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1899. – 177 с. : ил. – (Лубенский музей Е. Н. Скаржинской. Этнографический отдел). Вып. 1. – 1899. Source

Тогда он был передан в 1906 году Естественно-историческому музею Полтавского губернского земства. Скаржинская передала музею около двадцати тысяч экспонатов и свою научную библиотеку – почти 4000 книг.

3.

Таблица XXXIII. Фрагмент. // Описание коллекции народных писанок… Лубенский музей Е. Н. Скаржинской. Этнографический отдел – Москва: Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1899. Source

Ряд художественных произведений этого музея сохраняются в настоящее время в Полтавском художественном музее, архив — в Архиве Полтавской области.

4.

Таблица XXVI. Фрагмент. // Описание коллекции народных писанок… Лубенский музей Е. Н. Скаржинской. Этнографический отдел – Москва: Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1899. Source

Каталог писанок музея Скаржинской, изданный в 1899 году московской Скоропечатней Левенсона.

Некоторые иллюстрации и страницы из издания:

Описание коллекции народных писанок : с альбомом из 33 хромолитографированных и 12 черных таблиц (всего 2219 рисунков) / составил С. К. Кульжинский. – Москва: Поставщик Высочайшего Двора Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1899. – 177 с. : ил. – (Лубенский музей Е. Н. Скаржинской. Этнографический отдел). Вып. 1. – 1899.

5.

Описание коллекции народных писанок… Лубенский музей Е. Н. Скаржинской. Этнографический отдел – Москва: Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1899. Source. Original (2940 × 4044)

Из каталога:

[Текст приведен в современной орфографии. Оригиналы страниц – в конце]

« Еще задолго до наступления Светлого дня витрины и окна городских магазинов переполняются всевозможными писанками. Здесь можно увидеть писанки и грошовые, и драгоценные, и простые, и затейливые, и пустые, и наполненные самыми разнообразными предметами. Материал, из которого сделаны писанки, также до бесконечности разнообразен: сахар, шоколад, картон, дерево, металлы, стекло, материи, камни и т. д. и т. д., даже мыло, стеарин и т. п.

6.

Таблица IV. // Описание коллекции народных писанок… Лубенский музей Е. Н. Скаржинской. Этнографический отдел – Москва: Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1899. Source

Но при всем бесконечном разнообразии писанок общим для них является их форма, форма простого птичьего яйца, к которой и стремятся приблизиться пли, по крайней мере, напомнить ее, все писанки.

7.

Таблица V. Фрагмент. // Описание коллекции народных писанок… Лубенский музей Е. Н. Скаржинской. Этнографический отдел – Москва: Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1899. Source

Писанки имеют самое широкое распространение и весьма древнее происхождение. Мы знаем, например, что в XVII столетии русский царь Алексей Михайлович заказывал мастерам своей Оружейной Палаты для раздачи приближенным лицам многие сотни и тысячи пасхальных яиц. Мы знаем также, что в католической Франции еще во времена Людовика XV королю подносили роскошные, драгоценные писанки, что расписывать их не отказывались такие художники, как Ланкре и Ватто.

ЧИТАТЬ  Жив ли российский туризм?

8.

Таблица V. // Описание коллекции народных писанок… Лубенский музей Е. Н. Скаржинской. Этнографический отдел – Москва: Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1899. Source

Но кроме этих фабричного или художественного производства городских писанок существуют и пользуются несравненно бóльшим распространением писанки другого рода. Это — обыкновенное куриное яйцо, так или иначе разукрашенное.

9.

Таблица VI. // Описание коллекции народных писанок… Лубенский музей Е. Н. Скаржинской. Этнографический отдел – Москва: Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1899. Source

В простейшем виде куриное яйцо окрашивается сплошь погружешем в какую-нибудь, чаще всего красную, краску.
Эти крашеные яйца всем известны. Без «красного яичка» не обойдется пасхальный стол ни в хижине бедняка, ни в царском дворце; без красного яичка в кармане не выйдет на Святой Неделе из дому простой русский человек: ведь как можно с встречным знакомым похристосоваться без красного яичка в руках? Окрашивание яиц перед Пасхой доставляет в каждой семье немало забот хозяйке и немало веселья детям, которые с давних пор завоевали себе привилегию заведовать этим делом.

10.

Таблица VII. // Описание коллекции народных писанок… Лубенский музей Е. Н. Скаржинской. Этнографический отдел – Москва: Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1899. Source

Но далеко не всем известно, что существуют еще и иные народные писанки. Это — также куриное яйцо, но на котором по цветному фону нанесен рисунок, окрашенный в другие цвета. Писанки эти пользуются также обширнейшею распространенностью, причем встречаются везде, где живут славяне. Они представляют собою замечательное явление, необыкновенный продукт народного творчества. Если внимательно всмотреться в узоры этих писанок, то невольно поражаешься и правильностью рисунка, исполненного нередко вполне художественно, и разнообразием орнаментальных мотивов, зачастую имеющих происхождение весьма древнее, дохристианское.

11.

Таблица VIII. // Описание коллекции народных писанок… Лубенский музей Е. Н. Скаржинской. Этнографический отдел – Москва: Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1899. Source

Все это дает нам право считать, что народные писанки заслуживают самого внимательного изучения, что ознакомление с ними читающей публики — дело не бесполезное. Именно с этой целью и выпускается в свет настоящий каталог. » [Стр. 3]

12.

Таблица IX. // Описание коллекции народных писанок… Лубенский музей Е. Н. Скаржинской. Этнографический отдел – Москва: Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1899. Source

« … Обычай раскрашивания яиц, приуроченный ко времени пробуждения природы от зимнего сна, находится в тесной связи со многими другими обычаями, приуроченными к тому же времени. С другой стороны, орнаментика писанок, возникшая из художественных потребностей души человека, украшает не одни писанки, а множество и других произведений народных: гончарные, металлические, деревянные, ткани и т. п.

13.

Таблица X. // Описание коллекции народных писанок… Лубенский музей Е. Н. Скаржинской. Этнографический отдел – Москва: Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1899. Source

Пестрые нити народных верований и воплощений их в предметах народного творчества, тесно сплетаясь между собою, образуют пышные узоры идейной и эстетической жизни народа. Но нередко в руках исследователя находится ткань с узорами неполными или искаженными, в которых не достает многих нитей. Задача исследователя состоит в том, чтобы не только отыскать эти затерянные нити, но и вплести их на свое место и таким образом вполне восстановить чудный узор. » [Стр. 4]

14.

Таблица XI. // Описание коллекции народных писанок… Лубенский музей Е. Н. Скаржинской. Этнографический отдел – Москва: Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1899. Source

« Знакома славянам и идея о мировом яйце: по словам пр. Сумцова. сказки на тему о происхождении миpa из яйца записаны у поляков, чехов, хорутан [славянское племя в бассейне Среднего Дуная – прим. gorbutovich], русских. В Крайне, например, легенда начинается так: вначале земля была пуста, не было ничего, кроме камня. Тогда Бог сжалился и послал Своего петуха, чтобы он оплодил землю. Петух сел в пещере и снес необыкновенное яйцо. Яйцо раскололось и из него истекли семь рек; реки оросили всю землю и скоро она зазеленела, принесла цветы и плоды. Без забот человека на полях вырастали колосья, на деревьях и яблоки, и смоквы, и даже белый хлеб. Наступил золотой век…

15.

Таблица XII. // Описание коллекции народных писанок… Лубенский музей Е. Н. Скаржинской. Этнографический отдел – Москва: Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1899. Source

ЧИТАТЬ  История Pluto Lamp: как уличные фонари в Лондоне XIX века продавали горячий чай и связывали людей с полицией

В яйце заключается не только видимый, вещественный мир с его жизнью и движением, но и самая душа, оживляющая тело человека, по народным поверьям, также заключается в яйце. На эту тему существует немало сказок и не только у славян, по и в таких разнородных странах, как Индия, Франция, Сицилия, Египет, земля Зулусов, Германия. В сказке, записанной в Полтавской губернии, мертвая царевна оживает, как только разбилось яйцо, в котором была заключена ее душа. В другой сказке, Кощей Бессмертный. наоборот, умирает, как только было брошено в печь яйцо, с заключенной в нем смертью Кощея. Добраться до этого яйца не всегда легко и в русском варианте сказки. Иван-Царевич должен пробираться на море-океан, на остров Буян; там есть зеленый дуб, под дубом зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, а уж в утке яйцо. Зато стоит разбить яйцо — и погибнет бездушный Кощей, олицетворение зимней смерти, и воскреснет жизнь и радость.

16.

Таблица XIV. // Описание коллекции народных писанок… Лубенский музей Е. Н. Скаржинской. Этнографический отдел – Москва: Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1899. Source

Даже мертвым яйцо дает силу жизни и с помощью его они чуют дух жизни и обретают утраченные силы. Благодаря чудодейственной силе яйца, можно иметь сношения с мертвецами, которые как бы оживают на время. Забегая несколько вперед и говоря про современное употребление писанок, мы здесь напомним обычай ходить на Пасху на кладбище христосоваться с покойниками. Если положить на могилу ту крашанку, которая была первою из полученных на Пасху, то покойник слышит все, что говорят ему, т. е. как бы возвращается к жизни и к тому, что радует или печалит живущего. К этому вопросу мы еще вернемся в следующей главе.

17.

Таблица XV. // Описание коллекции народных писанок… Лубенский музей Е. Н. Скаржинской. Этнографический отдел – Москва: Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1899. Source

Яйцо дает плодородие. — В Великороссии на праздник Пасхи крестьяне ставят на стол кадку с зернами пшеницы, зарывают в них яйцо, и зерна эти берегут для посева. Также, отправляясь сеять лен, кладут в мешок с семенами яйца, а при посеве конопли разбрасывают по полю яичную скорлупу.

18.

Таблица XVIII. // Описание коллекции народных писанок… Лубенский музей Е. Н. Скаржинской. Этнографический отдел – Москва: Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1899. Source

В Херсонской губернии, когда выезжают сеять коноплю, то едят варение яйца, чтобы семена были крупные. В день Вознесения крестьяне ходят на поля, засеянные рожью, подкидывают вверх красные яйца, чтобы рожь поднялась так высоко, как подброшенное в воздух яйцо. Последний обычай особенно знаменателен; он прямо напоминает принесете яйца, символа солнца, в жертву его небесному прообразу.

19.

Таблица XIX. // Описание коллекции народных писанок… Лубенский музей Е. Н. Скаржинской. Этнографический отдел – Москва: Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1899. Source

В Харьковской губернии крашанки зарывают в землю на ниве, чтобы хлеб был полный и не вылегал. В Чехии скорлупу от пасхальных яиц народ зарывает в землю, чтобы сделать ее плодородной, а скорлупу обыкновенных яиц заботливо сжигают, так как злые люди могут наворожить па нее и причинить несчастие.

20.

Таблица XX. // Описание коллекции народных писанок… Лубенский музей Е. Н. Скаржинской. Этнографический отдел – Москва: Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1899. Source

Яйцо не только источник плодородия земли, но и всяческих щедрот; оно дает человеку не только необходимое, но и богатство. В малорусской сказке о первом веке творения мышь и воробей делились просом и завели драку. В драке приняли участие все звери и птицы, и последние с помощью человека одолели; человек в благодарность получил яйцо, в котором заключалось целое царство. … » [Стр. 39]

21.

Таблица XXI. // Описание коллекции народных писанок… Лубенский музей Е. Н. Скаржинской. Этнографический отдел – Москва: Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1899. Source

Выше приведены выдержки из издания:

Описание коллекции народных писанок : с альбомом из 33 хромолитографированных и 12 черных таблиц (всего 2219 рисунков) / составил С. К. Кульжинский. – Москва: Поставщик Высочайшего Двора Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1899. – 177 с. : ил. – (Лубенский музей Е. Н. Скаржинской. Этнографический отдел). Вып. 1. – 1899.

22.

Таблица XXII. // Описание коллекции народных писанок… Лубенский музей Е. Н. Скаржинской. Этнографический отдел – Москва: Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1899. Source

ЧИТАТЬ  Церковный вагон на Транссибе в начале 20 века.

23.

Таблица XXIV. // Описание коллекции народных писанок… Лубенский музей Е. Н. Скаржинской. Этнографический отдел – Москва: Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1899. Source

24.

Таблица XXV. // Описание коллекции народных писанок… Лубенский музей Е. Н. Скаржинской. Этнографический отдел – Москва: Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1899. Source

25.

Таблица XXVII. // Описание коллекции народных писанок… Лубенский музей Е. Н. Скаржинской. Этнографический отдел – Москва: Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1899. Source

26.

Для увеличения нажмите на изображение. | Описание коллекции народных писанок… Лубенский музей Е. Н. Скаржинской. Этнографический отдел – Москва: Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1899. Source

27.

Для увеличения нажмите на изображение. | Стр. 1. Оглавление. // Описание коллекции народных писанок… Лубенский музей Е. Н. Скаржинской. Этнографический отдел – Москва: Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1899. Source

28.

Для увеличения нажмите на изображение. | Стр. 3. Введение. // Описание коллекции народных писанок… Лубенский музей Е. Н. Скаржинской. Этнографический отдел – Москва: Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1899. Source. Original (2940 × 4044)

29.

Для увеличения нажмите на изображение. | Стр. 4. Введение. // Описание коллекции народных писанок… Лубенский музей Е. Н. Скаржинской. Этнографический отдел – Москва: Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1899. Source. Original (2940 × 4044)

30.

Для увеличения нажмите на изображение. | Стр. 34. // Описание коллекции народных писанок… Лубенский музей Е. Н. Скаржинской. Этнографический отдел – Москва: Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1899. Source. Original (2940 × 4044)

31.

Для увеличения нажмите на изображение. | Стр. 39. // Описание коллекции народных писанок… Лубенский музей Е. Н. Скаржинской. Этнографический отдел – Москва: Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1899. Source. Original (2940 × 4044)

32.

Для увеличения нажмите на изображение. | Стр. 109. Каталог. // Описание коллекции народных писанок… Лубенский музей Е. Н. Скаржинской. Этнографический отдел – Москва: Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1899. Source. Original (2940 × 4044)

Ссылки и источники:

Электронная копия книги: Описание коллекции народных писанок : с альбомом из 33 хромолитографированных и 12 черных таблиц (всего 2219 рисунков) / составил С. К. Кульжинский. – Москва: Поставщик Высочайшего Двора Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1899. – 177 с. : ил. – (Лубенский музей Е. Н. Скаржинской. Этнографический отдел). Вып. 1. – 1899. // Opisanīe kollek︠t︡sii narodnykh pisanok / sostavil S.K. Kulzhinskīĭ. Metropolitan Museum of Art Libraries, Thomas J. Watson Library:
https://library.metmuseum.org/record=b1355022
https://libmma.contentdm.oclc.org/digital/collection/p15324coll7/id/4844
Pysanky: Dyeing to Celebrate Easter. March 30, 2016. Dan Lipcan, Associate Museum Librarian, Thomas J. Watson Library: https://www.metmuseum.org/blogs/in-circulation/2016/pysanky
Также см. ссылки в тексте.

33.

Таблица XX. Фрагмент. // Описание коллекции народных писанок… Лубенский музей Е. Н. Скаржинской. Этнографический отдел – Москва: Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1899. Source

Пасха в блоге «Искусство. История. Идеи.» ранее:

Страсти Христовы и Воскресение в искусстве: иконография. Пасха в России и Европе, 2021-05-02

Пасха в России и Европе. Страсти и Воскресение Христовы в искусстве. Лекции. 2020-04-19. Видео-цикл, посвященный Пасхе, из семи мини-лекций от Музеев Московского Кремля. Пасха в Западной Европе, Каталин Медведева. Традиции мироварения в Москве и России, Сергей Захаров. Пасха при дворе русских царей в XVI-XVII веках, Юлия Уварова. Пасха при дворе русских императоров, Юлия Уварова. Пасхальные подарки в России в XIX – нач. XX в. Яйца, открытки. Фаберже и другие, Юлия Уварова. Страсти Христовы в искусстве от раннего христианства до Возрождения. Елизавета Титова. Воскресение Христово в искусстве от древности до Блейка, Елизавета Титова.

Как христосовались покупатели Фаберже. Россия времен Александра III и Николая II. Часть 1. Большой материал. 2016-05-02

Как христосовались покупатели Фаберже. Часть 2. Большой материал. 2016-05-04

Пасха в дореволюционной России. 2019-04-28
Кратко про историю российских пасхальных традиций, Пасху в дореволюционной России, яйца Фаберже, а также видеозапись лекции «Пасха при дворе русских императоров в XIX в.: традиции, церемонии, подарки». Лектор: Уварова Юлия Николаевна, Музеи Московского Кремля.

Пасха и Фаберже. Как клиенты фирмы Фаберже поздравляли с Пасхой своих близких и подчиненных. 2017-04-15

Пасхальный натюрморт. 1909 – 1920-е. Три картины, открытка и воспоминания о Пасхе художника Сергея Арсеньевича Виноградова (1869-1938). 2017-04-17.

Пасха у футуристов в 1915 году. 2018-04-09

Клевер – эмблема удачи. Яйцо «Клевер» от Фаберже. 2016-04-30

Слуги. Подвиг слуги. 2016-05-30. Из мемуаров Юсупова. Иллюстрации: продукция фирмы Карла Фаберже

Христосование. Кустодиев, 1916. 2016-05-01

Подписаться:

Телеграм канал Искусство. История. Идеи: https://t.me/arslongavita
YouTube-канал Лекции. Искусство. История. Идеи

Source

от admin