Открытый код одолевает монетарный колониализм

Франция по сей денек употребляет политику монетарного колониализма для эксплуатации 15 африканских государств. Может ли Bitcoin открыть сиим странам путь к свободе?

К озари 1993 года семья Фоде Диопа скопила средства на его образование, чтоб обеспечить его будущее. Перед Фоде, блестящим 18-летним парнем, живущем в Сенегале, лежал светлый путь баскетболиста и инженера. Отец, школьный учитель, посодействовал ему отыскать вдохновение в компах и в разговоре с миром вокруг нас. А благодаря своим спортивным талантам он получил предложения обучаться в Европе и Соединенных Штатах.

Но когда он пробудился с утра 12 января 1994 года, все поменялось. За одну ночь его семья растеряла половину собственных сбережений. Не из-за кражи, ограбления банка либо банкротства компании, а из-за девальвации валюты, навязанной зарубежной державой, находящейся в 5 тыс. километрах от его городка.

Намедни вечерком французские официальные лица повстречались со своими африканскими сотрудниками в Дакаре, чтоб обсудить судьбу «франка африканского денежного общества», обширно известного как африканский франк либо франк КФА (от фр. la Communauté financière africaine). В протяжении всей жизни Фоде курс франка КФА был привязан к французскому франку по ставке 1 к 50, но по результатам той встречи в Дакаре был объявлен новейший курсовой коэффициент: 1 к 100.

Беспощадная драматичность заключалась в том, что финансовая судьба миллионов сенегальцев совсем от их самих не зависела. Никакие их протесты не могли свергнуть их экономических владельцев. Десятилетиями новейшие президенты приходили и уходили, но основополагающее финансовое соглашение никогда не изменялось. В отличие от обыкновенной фиатной валюты, эта система была еще наиболее каверзной. Это был валютный колониализм.

Механика системы Африканского денежного общества

В собственной поразительной книжке Africa’s Last Colonial Currency: The CFA Franc Story («Крайняя колониальная валюта Африки: история франка КФА») ученые-экономисты Фанни Пижо и Ндонго Самба Силла говорят трагическую и иногда шокирующую историю франка КФА.

Франция, как и остальные европейские державы, в период расцвета собственного имперского величия заселяла почти все страны по всему миру, нередко весьма безжалостно. Опосля оккупации Франции нацистской Германией в процессе 2-ой мировой войны «Французская колониальная империя» начала распадаться. Французы боролись за сохранение собственных колоний, не считаясь с человечьими жертвами в подчиненных им странах. Невзирая на серию дорогостоящих войн, был потерян поначалу Индокитай, потом Сирия и Ливан и, в конце концов, французские местности в Северной Африке, включая священную богатую нефтью и газом колонию Алжир. Но Франция была полна решимости сохранить контроль над своими территориями в Западной и Центральной Африке. Они обеспечивали военные человеческие ресурсы во время обеих глобальных войн и владели обильными природными ресурсами — включая уран, какао, древесную породу и боксит, — которые обогащали и поддерживали метрополию.

К 1960 году полная деколонизация казалась неминуемой. Европа была едина в том, чтоб отстраниться от Африки опосля десятилетий грабежей и спонсируемого государствами мародерства. Но французские власти сообразили, что они могут не отрешаться от собственного кусочка пирога, уступив политический контроль, но сохранив контроль над денежно-кредитной системой этих государств.

Это наследство до сего времени сохраняется в 15 странах, которые молвят по-французски и употребляют валюту, управляемую Парижем: Сенегал, Мали, Кот-д’Ивуар, Гвинея-Бисау, Того, Бенин, Буркина-Фасо, Нигер, Камерун, Чад, Центральноафриканская Республика, Габон, Экваториальная Гвинея, Республика Конго и Коморские Острова. В 2021 году французы все еще контролируют наиболее 2,5 миллиона квадратных км африканских территорий, что равно ~80% площади Индии.

Франция начала формальную деколонизацию в 1956 году с La Loi-cadre Defferre, правовой реформы, предоставляющей колониям бóльшую автономию и создающей в колониях демократические университеты и всеобщее избирательное право. В 1958 году в конституцию Франции были внесены конфигурации, вводящие определение Communauté (фр. общество): группа автономных заокеанских территорий, управляемых демократическим методом. Президент Шарль де Голль сделал поездку по всем колониям Западной и Центральной Африки, предлагая им выбор меж автономией без независимости в формате La Communauté и незамедлительной полной независимостью. Он ясно отдал осознать местным фаворитам, что 1-ый вариант даст им определенные льготы и стабильность, 2-ой же связан с большенными рисками и потенциально может спровоцировать хаос в стране и в регионе.

В 1960 году население Франции было больше — около 40 миллионов человек, — чем 30 миллионов обитателей сегодняшних 15 государств CFA (Денежного африканского общества). Но сейчас во Франции проживает 67 миллионов человек, а в зоне CFA — 183 миллиона. По прогнозам ООН, к 2100 году население Франции будет составлять 74 миллиона человек, а в странах CFA — наиболее 800 миллионов. Беря во внимание, что Франция все еще держит в руках финансовую судьбу этих стран, ситуация больше припоминает экономический апартеид.

Когда франк КФА был в первый раз введен в воззвание в 1945 году, он стоил 1,7 французского франка. В 1948 курс усилился до 2 французских франков. Но к тому времени, как в конце 1990-х курс франка КФА был привязан к евро, он стоил уже 0,01 французского франка. Это значит полную девальвацию африканской валюты на 99,5%. Любой раз, когда Франция девальвировала франк КФА, она увеличивала свою покупательную способность в сопоставлении со своими бывшими колониями и удорожала для их импорт актуально принципиальных продуктов. В 1992 году французы могли проголосовать на государственном референдуме за либо против принятия евро. Гражданам государств CFA было отказано в таковой способности и они были исключены из переговоров о способности привязки их средств к новейшей валюте.

Механизм системы CFA с течением времени эволюционировал, но главные его функции и способы эксплуатации оставались постоянными. Они описываются тем, что Пижо и Силла именуют «теорией зависимости», когда ресурсы периферийных развивающихся государств «повсевременно истощаются и эксплуатируются в интересах главных, наиболее богатых, государств… богатые страны не инвестируют в страны с низким уровнем доходов, чтоб сделать их богаче… с течением времени [эта] эксплуатация эволюционировала от ожесточенного принуждения и рабства к наиболее утонченным и наименее естественным средствам поддержания политической и экономической зависимости».

Сейчас 15 государств CFA обслуживаются 3-мя центральными банками: Центральным банком стран Западной Африки (BCEAO), Банком стран Центральной Африки (BEAC) и Центральным банком Комор (BCC). Центральные банки хранят денежные резервы (т. е. национальные сбережения) государств собственного региона, при всем этом поразительные 50% от этих резервов должны повсевременно храниться в казначействе Франции. Это число, каким бы высочайшим оно ни было, является плодом долголетнего переговорного процесса. Сначало бывшие колонии должны были хранить во Франции 100% собственных резервов, и только в 1970-х годах они получили право надзирать часть из их, уступив Парижу «лишь» 65%. Страны CFA не имеют никаких возможностей в отношении собственных резервов, хранимых за рубежом. По сути они даже не могут достоверно знать, как эти средства расходуются. Меж тем Париж буквально понимает, как расходуются средства каждой из государств CFA, так как ведет «операционные счета» для каждой страны в 3-х центральных банках.

В качестве примера того, как это работает, когда ивуарийская кофейная компания реализует китайскому покупателю продукты на сумму $1 млн, юани покупателя обмениваются на евро на французском денежном рынке. Потом французское казначейство воспринимает евро и зачисляет сумму во франках КФА на счет Кот-д’Ивуара в BCEAO, с которого средства перечисляются на счет кофейной компании снутри страны. Все проходит через Париж. По данным Пижо и Силлы, Франция как и раньше производит все банкноты и монеты, применяемые в регионе CFA, взимая за сервис 45 миллионов евро в год, и как и раньше держит 90% золотых припасов CFA, около 36,5 тонны.

Система CFA предоставляет французскому правительству 5 главных преимуществ: доп резервы для использования по собственному усмотрению; огромные рынки для драгоценного экспорта и дешевенького импорта; возможность получать стратегически полезные ископаемые в собственной государственной валюте без истощения собственных природных резервов; прибыльные кредиты, когда страны CFA имеют положительное сальдо, и прибыльные процентные ставки, когда сальдо отрицательное (почти все годы уровень инфляции во Франции даже превосходил процентную ставку по займам, другими словами Франция, на самом деле, вынуждала страны CFA платить комиссию за хранение собственных резервов за рубежом); и, в конце концов, возможность «двойного займа», при котором страна CFA занимает средства у Франции, но, беря во внимание грешные макроэкономические происшествия, у нее не настолько не мало вариантов для размещения капитала, не считая как заключить договоры с французскими компаниями. Основная сумма займа при всем этом немедля ворачивается во Францию, но африканское правительство как и раньше имеет обременение в виде как главный суммы, так и процентов по ней.

Это приводит к собственного рода парадоксу рециклирования нефтедоллара (подобно тому, как Саудовская Аравия берет баксы, заработанные на продажах нефти, и вносит их в облигации США), так как экспортеры CFA исторически продавали сырье во Францию, при всем этом часть выручки собиралась региональным центральным банком и «реинвестировалась» в долг метрополии через французский либо вот, сейчас, европейский госдолг. И еще есть избирательная конвертируемость франка КФА. На нынешний денек компании могут просто реализовать свои франки КФА за евро (а до того за французские франки), но граждане, владеющие франками КФА, официально не могут поменять их где-либо за пределами зоны собственного центрального банка. Эти средства практически так же никчемны, как открытки. Когда ивуариец покидает свою страну, он должен поначалу поменять банкноты на евро, при всем этом французское казначейство и Европейский центральный банк (ЕЦБ) извлекают выгоду из этих операций через обменный курс.

Валютные репрессии заключаются в том, что Франция вынуждает страны CFA хранить большущее количество резервов в парижской казне, не позволяя африканским странам создавать внутренние кредиты. В конечном итоге региональные центральные банки выдают весьма не много кредитов по весьма высочайшим ставкам, заместо того чтоб выдавать больше по наименьшим ставкам. И в конечном счете страны CFA, вопреки собственному желанию, приобретают французский либо, сейчас, европейский долг за счет собственных стратегических резервов.

Пожалуй, самое необычное — это особенная льгота преимущественного права на отказ в импорте и экспорте. Если вы производитель хлопка из Мали, то должны поначалу предложить свои продукты Франции, до этого чем выходить на международные рынки. Либо если вы находитесь в Бенине и желаете выстроить инфраструктурный проект, то должны разглядеть предложения Франции, до этого чем остальные. Исторически это означало, что Франция может получать продукты из собственных бывших колоний по ценам ниже рыночных и продавать им собственные продукты и услуги по ценам выше рыночных.

Пижо и Силла именуют это продолжением «колониального пакта», который был основан на 4 базовых принципах: «колониям запрещалась индустриализация, и им приходилось наслаждаться поставками сырья в метрополию, которая перерабатывала его в готовую продукцию и продавала назад в колонии; метрополия воспользовалась монополией на колониальный экспорт и импорт; она также владела монополией на доставку колониальной продукции за границу; в конце концов, метрополия предоставляла коммерческие преференции колониальной продукции».

Результатом является ситуация, в какой «центробанки располагают достаточными денежными резервами, оплачиваемыми по низким либо даже отрицательным в настоящем выражении ставкам, в какой коммерческие банки располагают лишней ликвидностью, доступ к розничному и корпоративному кредитованию ограничен и страны все почаще оказываются обязаны брать займы в зарубежной валюте по неподъемным процентным ставкам, что еще более провоцирует отток капитала».

Не так давно система CFA была предана «африканизации», другими словами на банкнотах сейчас изображаются объекты африканской флоры и фауны, а центральные банки размещаются в Дакаре, Яунде и Морони, но это только косметические конфигурации. Банкноты как и раньше делаются в Париже, операционными счетами как и раньше управляют французские власти и французские бюрократы как и раньше заседают в советах региональных центральных банков и де-факто владеют правом вето. Приметная ситуация, когда решения от лица гражданина, к примеру, Габона принимают французские чиновники. Это как если б ЦБ Русской Федерации дал прерогативу принятия главных решений даже не ЕЦБ, а, скажем, германским либо южноамериканским бюрократам.

Глобальный банк и МВФ исторически сотрудничали с Францией в поддержании системы CFA и изредка, если совершенно когда-либо, критиковали ее эксплуататорский нрав. Практически в рамках послевоенной Бреттон-Вудской системы, в какой америкосы возглавили Глобальный банк, а европейцы — МВФ, позицию управляющего директора МВФ нередко занимают французские бюрократы, крайняя в этом ряду — Кристин Лагард. Почти все годы МВФ содействовал французскому давлению на страны CFA с тем, чтоб те проводили комфортную для Франции политику. Броский пример случился сначала 1990-х, когда Кот-д’Ивуар не желал девальвировать свою валюту, но французы настаивали на таком изменении. Цитируя Пижо и Силлу, «в конце 1991 года МВФ отказался предоставлять займы Кот-д’Ивуару, предложив стране два варианта: или она выплачивает МВФ все долги в полном объеме, или соглашается на девальвацию». Три года спустя Кот-д’Ивуар и остальные страны CFA уступили и приняли девальвацию.

Вопреки ценностям «liberté, égalité, fraternité» (фр. «свобода, равенство братство»), французские официальные лица в крайние 6 десятилетий поддерживали тиранические режимы в зоне CFA. Например, три человека — Омар Бонго в Габоне, Поль Бийя в Камеруне и Гнассингбе Эйадема в Того — в сумме правили 120 лет. Любой из их был бы низвержен своим народом намного ранее, если б французы не предоставляли им наличные, орудие и дипломатичное прикрытие. По словам Пижо и Силлы, в период с 1960 по 1991 год «Париж для защиты собственных интересов провел практически 40 военных интервенций в 16 странах». Сейчас это число точно выше.

Длительное время система CFA позволяла французскому государству эксплуатировать ресурсы и рабочую силу подчиненных государств, не позволяя им копить капитал и развивать свою экспортоориентированную экономику. Исходя из убеждений развития людского потенциала, результаты были трагическими.

Сейчас ВВП Кот-д’Ивуара на душу населения в баксовом эквиваленте и с поправкой на инфляцию составляет около $1700, в сопоставлении с $2500 в конце 1970-х. В Сенегале ВВП на душу населения с поправкой на инфляцию лишь в 2017 году превысил характеристики 1960-х гг. Как отмечают Пижо и Силла, «в 10 из 15 стран зоны франка самый высочайший уровень среднего дохода был зафиксирован до 2000-х гг. За крайние 40 лет средняя покупательная способность снизилась практически везде. В Габоне самый высочайший средний доход — чуток наименее $20 тыс. — был зафиксирован в 1976 году. 40 лет спустя этот показатель сократился в два раза. Гвинея-Бисау присоединилась к системе CFA в 1997 г., в каком она достигнула пиковых значений среднего дохода. Девятнадцать лет спустя этот показатель снизился на 20%».

Ошеломляющие 10 из 15 государств CFA, вместе с таковыми государствами, как Гаити, Йемен и Афганистан, рассматриваются ООН как «менее развитые» страны мира. В разных интернациональных рейтингах Нигер, Центральноафриканская Республика, Чад и Гвинея-Бисау нередко числятся самыми бедными странами в мире. Французы, на самом деле, поддерживают экстремальную версию того, что Аллен Фаррингтон в собственной статье (англ.) именовал «рудником капитала» (capital strip mine).

Сенегальский политик Амаду Ламин-Гейе в один прекрасный момент охарактеризовал систему CFA как людей, имеющих «лишь обязанности и никаких прав», и что «задачка колонизированных территорий состояла в том, чтоб создавать много — сверх собственных потребностей и во вред своим наиболее насущным интересам, — чтоб обеспечить метрополии наилучший уровень жизни и наиболее неопасное предложение». Метрополия, естественно, возражала против такового описания. Как в 2017 году произнес французский министр экономики, «Франция на этом направлении действует как друг».

Читатель может спросить: сопротивлялись ли африканские страны данной нам оккупации? Ответ — да, но им приходится платить за это высшую стоимость. Ранешние националистические фавориты эры независимости Африки признавали самую важную ценность экономической свободы.

«Независимость — это только прелюдия к новейшей и наиболее активной борьбе за право проводить свою экономическую и социальную политику [..] без давления и унизительного неоколониалистского контроля и вмешательства», — заявлял в 1963 г. Кваме Нкрума, возглавивший движение, сделавшее Гану первым независящим африканским государством к югу от Сахары. Но в протяжении всей истории региона CFA национальные фавориты, пытавшиеся противостоять французским властям, обычно, вытерпели беду.

В 1958 году Гвинея пробовала заявить о независимости собственной денежно-кредитной политики. В собственной известной речи конкретный националист Секу Туре заявил посетившему его с визитом Шарлю де Голлю: «Мы предпочитаем бедность на свободе богатству в рабском руководстве», — и скоро опосля этого Гвинея вышла из системы CFA. Согласно The Washington Post, «в ответ и в качестве предупреждения остальным франкоязычным территориям, французы в течение 2-ух месяцев вышли из Гвинеи, забрав с собой все, что могли. Они вывернули все лампочки, сняли планы канализационных трубопроводов в Конакри, столице, и даже сожгли лекарства, заместо того, чтоб бросить их гвинейцам».

Потом, в качестве акта дестабилизирующего возмездия, французы развернули операцию Persil, в процессе которой, по словам Пижо и Силлы, французская разведка подделала большущее количество новейших гвинейских банкнот, а потом массово распространила их в стране. «Результатом, — пишут они, — стал крах гвинейской экономики». Надежды страны на демократию упали вкупе с денежной ситуацией, так как в критериях хаоса Туре сумел укрепить свою власть так, что это положило начало его 26-летнему ожесточенному правлению.

В июне 1962 года фаворит движения за независимость Мали Модибо Кейта объявил, что Мали покидает зону CFA и хочет выпускать свою валюту. Кейта тщательно растолковал предпосылки такового шага: чрезмерная финансовая зависимость (80% импорта Мали поступало из Франции), концентрация возможностей по принятию решений в Париже и замедление экономической диверсификации и роста.

«Это правда, что ветер деколонизации пронесся над старенькой системой, но он не очень очень ее поколебал», — высказался он о статус-кво. В ответ французское правительство сделало малийский франк неконвертируемым. Последовал глубочайший экономический кризис, и в 1968 году Кейта был свергнут в итоге военного переворота. В конце концов Мали решила возвратиться в зону CFA, но французы выставили в качестве условия восстановления статуса две девальвации малийского франка и не разрешали возвращение в общество до 1984 года.

В 1969 году, когда президент Нигера Хамани Диори попросил о наиболее «гибком» соглашении, при котором его страна получила бы бóльшую финансовую независимость, французы отказали. Они грозили Диори удержанием оплаты за уран, добываемый ими в шахтах в пустыне, что в перспективе давало Франции энергетическую независимость за счет ядерной энергетики. 6 лет спустя правительство Диори было свергнуто генералом Сейни Кунче, за три денька до запланированной встречи по пересмотру цены на нигерийский уран. Диори желал поднять стоимость, но его прошлый колониальный владелец не согласился. Во время переворота французская армия находилась вблизи, но, как сухо отмечают Пижо и Силла, не пошевелила и пальцем.

В 1985 году революционного полководца Тома Санкара из Буркина-Фасо спросили в интервью: «Разве франк КФА не является орудием господства над Африкой? Собирается ли Буркина-Фасо и далее нести это бремя? Так ли принципиальна для африканского крестьянина в его деревне конвертируемая валюта?» Санкара отвечал: «Вопросец о том, является ли валюта конвертируемой либо нет, никогда не тревожил африканского крестьянина. Он против собственной воли был ввергнут в экономическую систему, перед которой он беззащитен».

Санкара был убит два года спустя своим наилучшим другом и заместителем Блэзом Компаоре. Никакого судебного разбирательства не проводилось. Заместо этого, Компаоре захватил власть и правил до 2014 года, верный и ожесточенный слуга системы CFA.

Борьба Фариды Набурема за финансовую независимость Того

В декабре 1962 года 1-ый постколониальный фаворит Того Сильванус Олимпио выступил с официальной инициативой о разработке Центрального банка Того и тоголезского франка. Но с утра 13 января 1963 года, за некоторое количество дней до того, как он собирался закрепить этот переход, он был застрелен тоголезскими бойцами, прошедшими подготовку во Франции. Гнассингбе Эйадема был одним из этих боец. Позднее он захватил власть и стал тераном Того при полной поддержке Франции. Он правил наиболее 5 десятилетий и защищал франк КФА до самой собственной погибели в 2005 году. Его отпрыск правит и по сей денек. Убийство Олимпио так и не было расследовано.

Семья Фариды Набурема постоянно была вовлечена в борьбу права человека в Того. Ее отец был активным фаворитом оппозиции и отбыл срок в качестве политического заключенного. Он выступал против французов в колониальные времена. Сейчас Фарида является ведущей фигурой в демократическом движении страны.

Фариде было 15 лет, когда она выяснила, что история диктатуры Того была неразрывно связана с франком КФА. К тому времени, сначала 2000-х, она начала сближаться со своим папой и задавала ему много вопросцев о истории страны. «Почему наш 1-ый президент был убит всего через пару лет опосля того, как мы получили независимость?» — в один прекрасный момент спросила она.

Ответ: он сопротивлялся франку КФА.

В 1962 году Олимпио начал движение к денежной независимости от Франции. Парламент проголосовал за начало такового перехода, за создание тоголезского франка и хранение резервов страны в своем центральном банке. Фарида была потрясена, узнав, что Олимпио был убит всего за два денька до того, как Того был должен выйти из соглашения CFA. По ее словам, «решение Олимпио добиваться валютной независимости было воспринято как вызов гегемонии во франкоязычной Африке. Они страшились, что за Того последуют остальные страны».

Сейчас, гласит Фарида, это для почти всех тоголезских активистов CFA является главной предпосылкой рвения к большей свободе: «Это то, что побуждает почти всех в оппозиционном движении».

Предпосылки понятны. По словам Фариды, Франция хранит наиболее половины резервов Того в собственных банках, и тоголезцы не имеют способности надзирать их расходование. Нередко эти резервы, заработанные тоголезцами, употребляются для покупки французского долга с целью финансирования французских проектов. Практически, эти средства часто ссужаются бывшему владельцу колонии с отрицательной настоящей доходностью. Тоголезцы платят Парижу за хранение собственных средств и в процессе финансируют поддержание уровня жизни французского народа.

В 1994 году девальвация, укравшая сбережения семьи Фоде Диопа в Сенегале, очень стукнула и по Того, вызвав большой рост муниципального долга, сокращение гос. финансирования местной инфраструктуры и рост бедности.

«Не запамятовывайте, — гласит Фарида, — наше правительство вынуждено отдавать ценность хранению резервов страны во французском банке, а не расходам дома, потому, когда наступает шок, нам приходится ужиматься, чтоб обеспечить для Парижа достаточное количество наличных средств».

Это сформировывает зависимость, в какой тоголезцы обязаны вывозить из страны сырье и закупать готовую продукцию, фактически без способности выхода из этого замкнутого круга.

По словам Фариды, около 10 годов назад начало набирать обороты движение против CFA. Распространение мобильников и соц сетей позволило людям объединяться и организовываться децентрализованным образом. Ранее ивуарийцы и тоголезцы вели свою борьбу по отдельности, сейчас же у активистов есть возможность координировать свои усилия в масштабе региона.

Десятилетиями была мысль валюты Eco, единой для всех государств Экономического общества стран Западной Африки (ECOWAS), включая региональные экономические центры — Нигерию и Гану. По словам Фариды, французы пробовали перехватить этот план, видя в нем метод расширить свою финансовую империю. В 2013 году тогдашний президент Франсуа Олланд сформировал комиссию, разработавшую документ о французском будущем в Африке. В документе говорилось, что очень принципиально привлечь к роли англоязычные страны, такие как Гана.

Администрация Эммануэля Макрона сейчас пробует переименовать в Eco франк КФА в рамках продолжающегося процесса «африканизации» французской колониальной денежной системы. Нигерия и Гана отказались от проекта Eco, как сообразили, что французы не собираются уступать кому бы то ни было контроль над денежной системой. Формально пока ничего не закреплено, но страны, управляемые центральным банком BCEAO, готовятся к переходу на Eco к 2027 году. Франция при всем этом сохраняет за собой возможности по принятию решений, равно как нет никаких официальных планов по изменению роли центральных банков центральноафриканских государств CFA либо Комор.

«Это высшая точка лицемерия французских фаворитов, таковых как Макрон, — гласит Фарида, — говорить в Давосе, что они покончили с колониализмом, в то время как по сути они пробуют его расширить».

По ее словам, сначало франк КФА создавался по примеру денежного плана, примененного нацистскими оккупантами во Франции. Во время 2-ой мировой войны Германия сделала национальную валюту для французских колоний, чтоб просто надзирать импорт и экспорт, используя всего один денежный рычаг. Когда война завершилась и французы обрели независимость, они решили употреблять в точности такую же модель для собственных колоний. Так что, по словам Фариды, в базе франка КФА по сути лежит нацистская мысль.

Система предполагает, что Франция может с течением времени печатать средства, чтоб брать актуально принципиальные продукты из собственных бывших колоний, в то время как для этих африканских государств нет другого пути, не считая как зарабатывать свои резервы.

«Это несправедливо, — гласит Фарида. — Это не независимость. Это незапятнанная эксплуатация».

Франция утверждает, что система хороша, поэтому что обеспечивает стабильность, низкую инфляцию и конвертируемость валюты для тоголезского народа. Но конвертируемость в итоге содействует оттоку капитала — когда компаниям просто выводить прибыль из КФА в евро, — в то же время удерживая тоголезцев в режиме сеньоража. Каждый раз, когда КФА конвертируется — а это нужно, поэтому что граждане не могут его употреблять за пределами экономической зоны, — Франция и ЕЦБ забирают собственный процент.

Да, инфляция в Того низкая по сопоставлению с независящими странами, — отмечает Фарида. Но большая часть их доходов идет на борьбу с инфляцией, заместо того чтоб поддерживать развитие инфраструктуры и индустрии снутри страны. Она приводит в пример рост Ганы, которая проводит независимую денежно-кредитную политику и имеет наиболее высшую инфляцию, чем страны CFA. Но по всем принципиальным метрикам — здравоохранение, рост среднего класса, уровень безработицы — Гана опережает эти страны. Если же взять наиболее общую картину, ни одна из государств CFA не заходит в 10-ку богатейших государств Африки. Зато из 10 самых бедных, половина находится в зоне CFA.

По словам Фариды, французский колониализм выходит далековато за рамки средств. Он затрагивает также образование и культуру. К примеру, Глобальный банк выделяет $130 млн в год на поддержку франкоязычных государств для оплаты учебников для муниципальных школ. Фарида гласит, что 90% этих учебников печатаются во Франции. Эти средства поступают из Глобального банка впрямую в Париж, а не в Того либо какую-либо другую африканскую страну.

«Эти книжки — это к тому же инструменты для промывания мозгов, — гласит Фарида. — Они фокусируются на славе французской культуры и недооценивают заслуги остальных народов, будь то южноамериканские, азиатские либо африканские».

В старших классах Фарида как-то спросила собственного отца, молвят ли в Европе на каком-то ещё языке, не считая французского. Отец рассмеялся. Им ведали лишь о французской истории, французских изобретателях и французских философах. Она выросла с идеей, что единственными умными людьми в мире были французы. Она никогда не читала американских либо английских книжек до того, как в первый раз отправилась за границу.

В целом, по словам Фариды, французская Африка потребляет 80% книжек, печатаемых во Франции. Президент Макрон желает расширить это воздействие и обещал издержать сотки миллионов евро на распространение французского языка в Африке, заявив, что он может стать «главным языком» материка и назвав его «языком свободы». С учетом имеющихся тенденций, к 2050 году на Африку может приходиться 85% всего франкоговорящего населения мира. Язык — это одна из опор, поддерживающих существование франка КФА.

Политика — иная. Принципиальной частью системы CFA является французская поддержка африканских диктатур. Кроме Сенегала, ни в какой из государств блока CFA никогда не проводилось важной демократизации. По словам Фариды, любой удачный деспот франкоязычной Африки воспользовался полной поддержкой французского страны. Каждый раз, когда происходит переворот против зарождающейся демократии, французы поддерживают его организаторов — до того времени, пока те обеспечивают сохранение режима CFA. Но как кое-где появляются антифранцузские тенденции, немедля следуют санкции, опасности и даже убийства.

Фарида приводит в пример нынешние Чад и Мали. Обе страны находятся под опасностью терроризма и бунта. В Чаде покойный военный теран Идрис Деби поддерживался Францией в течение 3-х десятилетий, прямо до собственной погибели в апреле. По конституции Чада, последующим президентом был должен стать глава парламента, но заместо этого военные назначили на пост отпрыска Деби, генерала армии. Французское правительство приветствовало этот нелегальный переход власти и президент Макрон даже посетил Чад в апреле, чтоб отпраздновать обман вкупе с устроителями. В собственной речи он именовал покойного Идриса Деби «другом» и «отважным бойцом» и произнес, что «Франция никому не дозволит ставить под колебание либо грозить будущей стабильности и целостности Чада». Деби-сын, естественно же, будет продвигать и отстаивать франк КФА.

С иной стороны, как отмечает Фарида, в Мали тоже произошел муниципальный переворот, через месяц опосля Чада. Хунта и население Мали не так миролюбиво настроены по отношению к Парижу и, похоже, отыскивают сближения с Россией в качестве новейшего напарника для борьбы с терроризмом. Французское правительство назвало таковой переворот «неприемлемым», грозит вывести из Мали свои войска, «оставив их один на один с террористами», и готовит санкции. Франция наказывает Мали, в сути, за то же самое, что сделал и Чад. В обеих странах царствуют деспотизм и коррупция. Единственная разница заключается в том, что Мали желала выйти из-под французского денежно-кредитного контроля, тогда как Чад продолжает сотрудничать с Францией.

«Если вы теран, то до того времени, пока вы работаете на Францию, они продолжат отыскивать оправдания хоть каким вашим действиям, чтоб посодействовать для вас оставаться у власти», — гласит Фарида. В 2005 году они создали то же самое и в ее стране, Того, в итоге что отпрыск сменил собственного отца-диктатора, и к политическому просыпанию Фариды.

Миссия Фоде Диопа по популяризации Биткойна в Сенегале

Лишь когда у Фоде Диопа возникла возможность поехать в Соединенные Штаты, он сумел поглядеть на свою страну, Сенегал, со стороны.

В 1994 году девальвация франка КФА поставила его образование под опасность. У него была возможность обучаться и играться в баскетбол в институте Канзаса, но сбережения его семьи были уничтожены. В отличие от большинства из его окружения, у его семьи оставался очередной вариант: его отец обладал издательскими правами на учебные материалы его авторства, и он мог употреблять их, чтоб занять нужную сумму, чтоб выслать Фоде в школу.

В один прекрасный момент, через пару лет опосля окончания института, проживая в США и работая со своим братом над новеньким веб-сайтом, Фоде натолкнулся на видео на YouTube, в каком д-р Шейх Анта Диоп, сенегальский ученый и историк, ведает о том, как средства и язык использовались для контроля над сознанием людей и их средствами к существованию.

Фоде и ранее знал о медике Диопе — в его честь был назван наикрупнейший институт Сенегала, — но он не слышал его критики системы CFA. Лекция Диопа очень задела Фоде. Он ассоциирует это с моментом из «Матрицы», 1-го из его возлюбленных кинофильмов, в каком Нео воспринимает красноватую пилюлю от Морфеуса и вырывается из собственной капсулы в неописуемо ожесточенный настоящий мир. Он, в конце концов, узрел воду, в какой плавал, пока рос.

«Это был 1-ый раз в моей жизни, когда я начал мыслить без помощи других, — гласит Фоде. – 1-ый раз, когда я сообразил, что валюта моей страны была механизмом контроля».

Он гласит, что это больше, чем контроль над валютой. Так как французы печатают средства и контролируют операционные счета каждой страны, они собирают все связанные с сиим данные.

«Они знают, что куда направляется, они владеют информацией обо всех странах соглашения. У их есть преимущество перед этими странами. Они знают, кто коррумпирован. Они знают, кто покупает недвижимость во Франции. Они в курсе доступных средств каждой из этих государств в любой момент времени. Они имеют 1-ое право отказать в льготных привезенных из других стран и экспортных ценах. Это полное преобладание», — гласит Фоде.

Позднее он задумается о девальвации 1994 года. В то время ему было всего 18, и он не в особенности осознавал, что вышло, не считая того факта, что с средствами в его семье сделалось намного труднее.

«Они надевают для тебя на голову мешок, чтоб ты не мог созидать действительности, в какой существуешь», — гласит он.

Но, оглядываясь вспять, можно сказать, что по этому поводу была большая общественная дискуссия. Люди сообразили, что при конвертации во французский франк они получат за свои средства в два раза меньше, даже при выполнении такого же размера работы. По словам Фоде, аргументация французов заключалась в том, чтоб удешевить экспорт и из-за этого повысить конкурентоспособность африканских продуктов. Но Фоде глядит на это по другому: это позволило Франции употреблять свое положение и брать продукты дешевле.

Позднее у Фоде было еще два схожих прозрения, сравнимых с эффектом красноватой пилюли. Последующее вышло в 2007 году, когда он работал в Лас-Вегасе в сфере технологий. Он смотрел видео со Стивом Джобсом, который лишь что анонсировал миру iPhone. Фоде был ошеломлен: мобильный телефон со интегрированным браузером и сенсорным экраном. То, что было доступно лишь на компе, сейчас было в телефоне. Он сходу сообразил, что это изменит мир. И последующей его идеей было: как можно сделать интегрированные платежи в приложениях для iPhone, чтоб люди, не имеющие банковских счетов и кредитных карт, могли воспользоваться мобильными средствами?

И крайней на сей день «красноватой пилюлей» для Фоде сделалось знакомство с Биткойном в 2010 году. Он жил в Лос-Анджелесе, когда в первый раз прочел вайтпейпер к «системе пиринговой цифровой наличности» от Сатоши Накамото. Прочтя это, Фоде пораскинул умом: «В первый раз у нас есть орудие для борьбы с угнетением и колониализмом. Народные средства, не управляемые правительствами. Это конкретно то, что нам необходимо».

За длительное время до того Фоде прочитал книжку Кевина Келли Out Of Control. Одна из глав была посвящена электрическим валютам. Он был убежден, что в конечном счете все средства станут цифровыми, частью величавой глобальной электрической революции. Но до Биткойна он никогда не думал глубоко о той модифицирующей силе, которой могут владеть средства.

«Что такое средства? Откуда они берутся? Bitcoin поставил передо мной эти вопросцы — вот, может быть, самое принципиальное, что он сделал для меня, — гласит Фоде. — До Биткойна я никогда о этом не думал и не пробовал ставить под колебание существующую систему».

Быть может, пораскинул умом он, в один прекрасный момент Франция больше не будет иметь права либо способности печатать средства сенегальского народа и надзирать их.

В последующие годы Фоде и его сосед по комнате в Лас-Вегасе много раз засиживались допоздна, рассуждая о том, какие способности открывает Bitcoin для платежей, сбережений и всей экономической активности. Он вызнал о том, что происходит, когда вы расплачиваетесь кредитной картой, какая информация при всем этом раскрывается. И что третьи стороны делают с данной нам информацией.

Он задумывался, что симбиоз телефона и Биткойна может стать неописуемым инвентарем расширения прав и способностей. Фоде нередко ворачивался в Сенегал, и любой раз он привозил с собой кучу телефонов, чтоб их раздавать. Он разглядывал их как связь с наружным миром для собственных друзей, оставшихся дома.

В следующие годы он работал в различных стартапах, все в области цифровизации разных качеств нашей жизни. В 2017 году он перебрался из Вегаса в Сан-Франциско. Он присоединился к буткемпу по программированию и решил стать компьютерным инженером. Сначала он весьма увлекся областью криптовалют в целом, но в конце концов, по его словам, он «охладел» к Эфириуму как раз в то время, когда начал посещать сократические семинары с основоположником River Financial Александром Лейшманом. Он познакомился со почти всеми разрабами Bitcoin Core и ранешними юзерами Lightning.

В 2019 он выиграл хакатон, разработав lightning-счет, разблокирующий Tesla. Это придало ему огромную уверенность в том, что он может посодействовать поменять мир. Он решил возвратиться домой в Сенегал, чтоб распространять систематическое познание о Биткойне. Попутно он получил стипендию на поездку на Lightning-конференцию в Берлине от CEO Lightning Labs Элизабет Старк. На конференции он повстречал Ричарда Майерса из GoTenna и разраба Уилла Кларка, которые интересовались вопросцем о том, как биться с интернет-цензурой при помощи ячеистых сетей. Фоде пораскинул умом: в Сенегале французский оператор Orange контролирует все телефонные сети. Может быть, при помощи Биткойна и Lightning они могли бы отыскать метод обойти французский контроль над коммуникациями и лишить их способности «отключить веб».

Сенегальские телекоммуникационные шлюзы контролируются Францией и могут быть перекрыты в хоть какой момент в случае протестов против фаворита страны, которого они поддерживают, пока тот верен системе CFA. Но, по словам Фоде, можно отыскать оконечные точки и через остальных провайдеров. Это могут быть остальные национальные телефонные сети либо даже спутниковые соединения. Фоде сделал малогабаритное устройство, улавливающее эти остальные сигналы. Мобильники могут подключаться к этому устройству и выходить в веб, даже в случае отключения его французами. Чтоб провоцировать людей поддерживать работу таковых устройств, Фоде платил им в BTC. Маршрутизация данных и сервис этих устройств в Сенегале оплачивается через Lightning. Это то, над чем Фоде работает сейчас.

«Это весьма рискованно, — делится Фоде. — Для вас может угрожать кутузка либо штрафы. Но имея валютные стимулы, люди готовы в этом участвовать».

В последующий раз, когда Orange отключит веб, чтоб защитить собственного союзника в правительстве, у людей может показаться новейший метод общения, который режим не сумеет приостановить.

Lightning, по словам Фоде, это всё.

«Нам нужны секундные и дешевенькие платежи. Мы не можем проводить ончейн-транзакции в Биткойне. Комиссии очень высоки. Приходится употреблять Lightning. У нас просто нет остальных вариантов, — гласит он. — И это работает».

Это в особенности правильно в отношении валютных переводов, которые, по данным Глобального банка, являются принципиальным источником ВВП для почти всех государств CFA. К примеру, 14,5% ВВП Комор основаны на валютных переводах. Для Сенегала это 10,7%, в Гвинее-Бисау 9,8%, в Того 8,4%, а в Мали 6%. С учетом того, что средняя стоимость отправки валютного перевода на $200 в страны Африки к югу от Сахары составляет 8% (источник, англ., PDF), стоимость отправки $500 — 9% и что платежные сервисы на базе Биткойна, такие как Strike, могут уменьшить эту стоимость до наименее чем 1%, принятие bitcoin-модели способно сберечь для государств CFA от 0,5% до 1% ВВП. Если брать наиболее общую картину, то любой год отправители со всего мира посылают в свои домашние страны около 700 млрд баксов. Общая экономия от данной нам суммы при переходе на bitcoin-модель могла бы составлять от $30 млн до $40 млн, что приблизительно равно сумме, которую США растрачивают раз в год на помощь остальным странам.

Фоде соображает, почему люди на Западе могут скептически относиться к Биткойну: «Если у вас есть Venmo и Cash App, вы сможете не осознавать, почему это принципиально. Для вас и так доступны все удобства современной валютной системы. Но, к примеру, в Сенегале наиболее 70% людей никогда не пересекали порога банка. У моей матери никогда не было кредитной либо дебетовой карты».

Фоде задается вопросцем: как эти люди совершенно могут участвовать в глобальной денежной системе?

По его словам, симбиоз телефонов и Биткойна даст людям свободу и изменит общество. Фоде упомянул как «весьма важную» книжку The Mobile Wave о революции портативных устройств, написанную главой MicroStrategy Майклом Сейлором. Когда Фоде в первый раз держал в руках iPhone, он знал, что это было то, что он ожидал. «Вселенная дает нам в руки нужный инструмент», — пораскинул умом он. За несколько маленьких лет он узрел iPhone, Величавый денежный кризис, возникновение Биткойна и свой переход к тому, чтоб стать южноамериканским гражданином.

Фоде считает, что, проведя половину собственной жизни в Африке и полжизни в США, он может созидать путь вперед.

«Когда я приезжаю домой, я вижу как людей искусственно сдерживают. Но буквально так же, как мы проскочили от стационарных телефонов прямо к мобильным, мы собираемся пропустить ступень банков и перейти прямо к Биткойну».

Очередной эффект, который Фоде следит в Сенегале, состоит в том, что, начиная воспользоваться Биткойном, люди начинают беречь средства.

«Сейчас, находясь дома, я думаю о том, как посодействовать людям сохранять и приумножать средства, — гласит он. — Тут никто ничего бережет на завтрашний день. Люди просто растрачивают сходу все свои франки КФА, сколько есть».

Фоде «вечно будет признателен» Лейшману за BTC, который тот ему отдал, поэтому что в конечном итоге он пораздавал его маленькими частями людям в Сенегале — тем, кто приходил на мероприятия либо задавал наилучшие вопросцы. И люди лицезрели, как с течением времени ценность их BTC росла.

Он с огромным одушевлением смотрел за принятием биткойна в Сальвадоре. Стоя в июне в конференц-зале в Майами и слушая, как основоположник проекта Strike Джек Маллерс объявил, что страна одобрила биткойн в качестве легитимного платежного средства, Фоде, по собственному признанию, прослезился. Он не задумывался, что это когда-то может произойти.

«То, что начиналось как средство сохранения капитала, сейчас эволюционирует в средство обмена», — гласит он.

Сальвадор имеет некое сходство со странами зоны CFA. Это бедная страна, привязанная к зарубежной валюте, зависящая от импорта, со слабенькой экспортной базой. Денежно-кредитная политика Сальвадора контролируется снаружи. 70 процентов населения не имеют доступа к банковским услугам, а 22% ВВП страны зависят от поступления наружных валютных переводов.

«Если это будет неплохой вариант для их, — пораскинул умом Фоде, — может быть, это может сработать и для нас».

Но он соображает, что тому есть суровые препятствия.

Один из их — французский язык. На GitHub, как и в документации Lightning либо Bitcoin Core, не настолько не мало инфы на французском. На данный момент Фоде работает над переводом неких из этих материалов на французский язык, чтоб прирастить их доступность для местного общества разрабов.

Может ли в Сенегале когда-то показаться общество вроде Сальвадорского Bitcoin Beach? Да, считает Фоде. Вот почему он возвратился в страну и конкретно потому проводит встречи, собирает пожертвования через Lightning tip jar и делает на базе Биткойна собственного рода штатскую версию Радио Свобода.

«Они могут высадить меня в кутузку, — гласит Фоде. — Но, проводя свои встречи, я стараюсь сделать так, чтоб я не был единой точкой отказа для распространения идеи».

Он считает, что из-за французского воздействия, достигнуть принятия биткойна в Сенегале будет весьма тяжело.

«Они не уйдут без боя», — гласит он.

Как это выразил Ндонго Самба Силла, «Сейчас Франция сталкивается с относительным экономическим спадом в регионе, который она длительное время считала собственной личной вотчиной. Да и перед лицом роста воздействия остальных сил, таковых как Китай, Франция не станет отрешаться от собственного господства — она будет биться до крайнего».

Но, может быть, заместо насильной революции это быть может постепенная мирная революция, которая покончит с колониализмом, хоть это и не будет резвым действием.

«Не резкое переключение, но параллельная система, к которой люди могут по своей воле присоединяться со временем, — гласит Фоде. — Никакого принуждения».

Что насчет людей, которые задумываются, что необходимо просто ясно попросить правительство защитить их права?

«Они не соображают, что у демократий вроде Франции есть черная сторона, — считает Фоде. — Они не подарят нам свободу. Заместо этого, нам необходимо взять на вооружение идеи шифропанков и самим воплотить свои свободы через открытый код».

На вопросец о шансах Биткойна поменять собой центральные банки Фоде дал ответ, что эта мысль «может показаться сумасшедшей для янки, но для сенегальцев либо тоголезцев центральные банки — это паразит на теле нашего общества. Мы должны отдать им отпор».

Фоде уверен, что Bitcoin изменит жизнь людей.

«Никогда до этого у нас не было системы, в какой средства можно было бы выпускать децентрализованно. Сейчас он у нас возник. Это решение для тех, кто больше всего в нем нуждается. В первый раз у нас есть мощнейший инструмент для борьбы с угнетением, — гласит он. — Может быть, он не безупречен, но мы должны употреблять в собственной борьбе за свободу и независимость те средства, что у нас есть сейчас, а не ожидать, когда кто-то придет нам на помощь».

Разделение средств и страны

В 1980 году камерунский экономист Джозеф Чунджанг Пуэми написал книжку «Monnaie, servitude et liberté: La répression monétaire de l’Afrique». Основной ее тезис: валютная зависимость является основой для всех других форм зависимости. Заключительные слова книжки звучат сейчас в особенности очень: «Судьба Африки будет решаться через средства либо не будет решаться совершенно».

Валютные и денежные вопросцы погребены глубоко под поверхностью глобального движения за права человека. Они фактически никогда не поднимаются на конференциях по правам человека и изредка дискуссируются в среде активистов. Но спросите защитников демократии из государств с авторитарными режимами, и они скажут для вас изумительные и трагические истории. Демонетизация в Эритрее и Северной Корее, гиперинфляция в Зимбабве и Венесуэле, муниципальный надзор в Китае и Гонконге, замороженные платежи в Беларуси и Нигерии, также экономические файерволы в Иране и Палестине. И, естественно, монетарный колониализм в Того и Сенегале. Без денежной свободы публичные движения и неправительственные организации не могут себя поддерживать. Когда их банковские счета запираются, банкноты демонетизируются и средства обесцениваются, способности этих организаций оказываются очень ограничены, и деспотия длится.

Валютные репрессии как и раньше укрыты под поверхностью политической жизни, о их не молвят вслух. Но для 182 миллионов обитателей государств CFA действительность состоит в том, что, хоть они и числятся политически независящими, их средства и экономика все еще находятся под колониальным управлением, и наиболее мощные зарубежные державы как и раньше злоупотребляют своим положением и продлевают эти неравные дела, чтоб выдавить как можно больше ценности из подчиненных им обществ и географий.

В крайние годы протестные настроения посреди людей зоны CFA набирают силу. Девиз «France Dégage!» (фр. «Франция, убирайся») стал объединяющим для всех государств общества. Но самые приметные критики системы, Пижо и Силла, похоже, не дают жизнестойкой кандидатуры. Они отторгают статус-кво и кабалу МВФ только для того, чтоб предложить или региональную валюту, управляемую местными фаворитами, или систему, в какой любая страна CFA делает и управляет своей валютой. Но {само по себе} получение Сенегалом либо Того монетарной независимости от Франции не гарантирует, что их денежная система будет работать отлично либо что фавориты государств не будут злоупотреблять денежно-кредитной политикой страны.

Угроза внутреннего произвола автократов либо еще одного захвата воздействия иными державами, таковыми как Китай, остается. Ясно, что людям необходимы средства, которые вправду разламывают парадигму, которые они могут надзирать лично и манипулировать которыми не может никакое правительство. Буквально так же, как вышло историческое разделение церкви и страны, проложившее путь к наиболее процветающему и вольному людскому обществу, сейчас обязано произойти разделение средств и страны.

Могут ли граждане государств CFA с течением времени и с ростом доступа к вебу популяризировать биткойн до таковой степени, что правительства будут обязаны его принять, как это вышло в долларизованном Эквадоре? Эту историю еще предстоит написать, но одно можно сказать уже сейчас: Глобальный банк и МВФ будут противостоять хоть каким движениям в этом направлении. Они уже интенсивно выступают с предостерегающими заявлениями.

The New York Times не так давно процитировала актера Хилла Харпера в связи с его bitcoin-активизмом посреди афроамериканского общества. Он выразился достаточно просто: «Они не могут колонизировать Bitcoin».

Фарида Набурема согласна с сиим. «Bitcoin, — гласит она, — это 1-ые вправду децентрализованные средства, доступные хоть какому человеку в мире, независимо от его цвета кожи, идеологии, национальности, благосостояния либо колониального прошедшего».

Набурема именует Bitcoin народной валютой и даже больше:

«Может быть, — гласит она, — нам стоит именовать Bitcoin валютой деколонизации».

 

Подписывайтесь на BitNovosti в Telegram!
Делитесь вашим воззрением о данной нам статье в комментах ниже.

Author: Anonim