Источник: Предоставлено Москино

От истории к современности

Мода на киноклубы, где можно посмотреть, а затем обсудить фильмы, пришла в нашу страну в 1950-е годы и распространилась в годы оттепели. Затем в Москве появились киноклубы в Доме культуры МГУ, кинотеатрах «Звездный», «Иллюзия», «Россия». По данным «Ведомостей», их было от 300 до 500 человек. Город» президент Федерации киноклубов Михаил Башаратян.

В 1989 году в столице насчитывалось более 50 объединений. Смотрели и обсуждали новое советское кино еще до его выхода в широкий прокат и фильмы из Венгрии, Польши и Югославии. Иногда на клубных экранах появлялись фестивальные ленты из западных стран. Режиссеры Андрей Тарковский, Алексей Герман, Никита Михалков не раз устраивают показы своих фильмов.

Сегодня в Федерацию киноклубов входят шесть столичных ассоциаций. Несколько десятков организаций работают автономно — в библиотеках, кинотеатрах, учебных заведениях и домах культуры. Каждый клуб имеет свои особенности. В одних смотрят только советские и российские фильмы, в других – исключительно зарубежные. Где-то делают упор на жанры: особой популярностью пользуются артхаус, документальные фильмы, военно-исторические фильмы. Но объединяет все клубы одно – упор делается на ленты, которых не встретишь в широком прокате. Они мало известны широкой публике.

Судьба долгожителя

Фильмы обсуждаются в старейшем киноклубе нашей страны, Варшаве, уже более 60 лет. Несмотря на название, он имеет отношение не только к польскому кинематографу. Хотя в советские годы на показы приезжали Анджей Вайда и Кшиштоф Занусси, которые со временем стали друзьями объединения. В начале поездки клуб назывался «Ударник», как и кинотеатр, в котором он работал. Но в начале 1970-х зал закрыли на ремонт, и клуб переехал в кинотеатр в Варшаве. И руководство помещения попросило переименовать ассоциацию – так название с тех пор и прижилось.

Малый зал Московского Дома Кино, короткое вступительное слово руководителя, доктора искусствоведения Ирины Гращенковой, гаснет свет, и появляются вступительные титры фильма «Большой самогон», снятого в 1970-х годах. экран итальянский режиссер Мауро Болоньини. Член киноклуба «Варшава», одновременно член Центрального совета Федерации киноклубов Сергей Зверев называл его «режиссером второго ряда» без забытых заслуг. Его талант и авторский стиль затмили такие мастера, как Федерико Феллини и Микеланджело Антониони.

В фильме Болоньини Италия — модель Бенито Муссолини, которая стоит на пороге большой войны. В кадре — сумасшедшая мать, помешанная на детях, которую сыграла двукратная обладательница американского «Оскара». Шелли Уинтерс. Женщина настолько заботится о своем сыне, что решает убить всех своих соседей и развлечься. Это кажется абсурдом и необоснованной жестокостью.

ЧИТАТЬ  4 духовные истины для борьбы с тревогой

Но только во время обсуждения он понимает, что режиссер не давал крови на кровь. Мать в фильме Болоньини олицетворяет возникший в Италии фашизм и сошедшее с рельсов общество, поясняет Гращенкова. Зверев отвечает: есть моменты, указывающие на то, что главный герой является своего рода предостережением от фашизма.

Говорить о кино нужно умение и привычка, считает Зверев. У юного зрителя часто нет ни того, ни другого. Именно поэтому давние члены Варшавы, скорее всего, присоединятся к дискуссии. Зверев — один из них. Впервые он приехал сюда в середине 1960-х Зверев помнит, как Анатолий Эфрос, Вадим Абдрашитов и Александр Миндадзе, тогда еще молодые творцы, приходили в клуб со своими картинами. Визит запомнился на всю жизнь. Андрей Кончаловский с его живописью, малоизвестной широкой публике,»История Аси Клячиной“.

«В то время, когда мы обсуждали в киноклубе, существовало строгое правило — мы говорили первыми, автору слова не давали», — вспоминает Зверев. – Первые выступающие очень сильно критиковали фильм. Кончаловский был так зол, что мне казалось, что сейчас он встанет и уйдет. Но тут же начались хвалебные речи, после которых Андрей Сергеевич встал, раскинул руки и сказал: «Друзья мои, как я вам благодарен!».

В советские годы киноклубы были площадкой, куда приходили режиссеры, чтобы поддержать зрителей. По сути, клубы были аналогом современной фокус-группы: дискуссия записывалась и часто отправлялась в Госкино. С учетом мнения общественности здесь решили, свободно ли выпускать прессу.

«История Аси Клячиной» много лет лежала на полке. Эта дискуссия была еще одним шагом на пути зрителя. Снятый в 1967 году, фильм вышел в прокат только спустя 20 лет, его официально посмотрели около 2 миллионов советских граждан. Работа Кончаловского получила сразу несколько наград, в том числе приз Международной ассоциации критиков на Берлинском кинофестивале. Современные режиссеры редко посещают киноклубы, констатирует Зверев.

В эпоху продюсерского кино деньги, вложенные в рекламу, работают на продвижение, а не на приговор зрителей. Но когда они приходят, то теряют себя, погружаясь в тему самых обычных зрителей — этому могли бы позавидовать многие профессиональные критики. Все показы в киноклубе бесплатные.

ЧИТАТЬ  РПЦ надеется на выздоровление от мобилизации для священников

Чтобы попасть на них, нужно предъявить членский билет Союза кинематографистов России или студенческий билет одного из творческих вузов, также можно прийти с пригласительным билетом. Зарегистрироваться на некоторые показы можно на сайте domkino.pro.

Молодежь заинтересована

В лекционном зале культурного центра ЗиЛ около 200 мест, но заняты около 50. В отличие от Варшавы, куда приезжает больше всего пожилых людей, здесь очень много молодежи. В основном это студенты вузов, где учат снимать кино. Перед зрителями выступила кинокритик Полина Скидан, которая уже второй год организует кинопоказы на ЗиЛе. Она стремится к камерной атмосфере – обязывает масштаб выбранных произведений. «Здание в центре — памятник конструктивизма. Поэтому публике нравится смотреть, а мне нравится показывать авангард: фильмы Сергея Эйзенштейна, Дзиги Вертова, Льва Кулешова», — говорит Скидан.

Недавно обсуждалось здесьТени забытых предков“- драма Сергея Параджанова об украинских Ромео и Джульетте. С одной стороны визуальный феномен, с другой – очень личная картина режиссера.

Все дело в цвете, множестве символов, которые зрители интерпретируют по-разному. Это не сюжетный фильм, он полностью построен на кинематографическом языке. Поэтому для кого-то красный цвет на экране олицетворяет кровь, для кого-то любовь.

Полина Скидан

В читальном зале существует множество мнений. Ведущий не навязывает зрителю свое видение фильма, наоборот, он позволяет им высказаться. Скидан иногда даже не говорит зрителям, что он кинокритик. Она делает это, чтобы быть со зрителем и поймать его волну.

В программе киноклуба нерекламированные фильмы 20 века. Нет, например, ни Спилберга, ни Тарантино. В художественном и экспериментальном кино больше места для дискуссий, поскольку факты глубже, поясняет Скидан. Но «Человека-паука» тоже интересно разбирать со зрителем. Например, какими приемами показана современная западная повестка и как эти решения влияют на общественное сознание.

Киноклубы сейчас начинают развиваться, что бы они здесь ни увидели, считает киновед. Спрос на кино будет всегда, но кинотеатры закрыты, афиши мало. Поэтому зрители ищут варианты для совместного просмотра. Московские библиотеки уже стали местами для таких экспозиций, отмечает Скидан. «Нужно прийти в киноконференц-зал, чтобы найти думающих людей. Поговорить, найти для себя интересную мысль, вдохновение на что-то. Может быть, это даст толчок к чему-то новому и прекрасному», — говорит кинокритик. Вы можете войти в киноклуб бесплатно. Достаточно зарегистрироваться на официальном сайте культурного центра.

ЧИТАТЬ  Выбор очков виртуальной реальности для смартфона

Мы обсуждаем везде

Ежегодная киноночь — пример того, что обсуждение фильмов вышло за пределы киноклубов и библиотек. Раз в год организаторы мероприятия организуют показы документальных фильмов и фильмов со всего мира, а также показы фильмов на 35-мм пленке на винтажных проекторах в необычных локациях. Например, во время последней «Ночи» в августе 2022 года нестареющую советскую классику вместе с киноведами и критиками смотрели на крыше Северного речного вокзала, в арке Парка Горького и музее-заповеднике «Коломенское». Всего в 2022 году состоялось около 360 показов в более чем 120 местах Москвы, которые посетили около 22 000 человек.

В середине декабря в столице завершился очередной большой кинофорум, посвященный 100-летию образования СССР. В прошлом году сеть кинотеатров «Москино» выступила оператором «Ночи кино» и организатором форума, посвященного юбилею СССР.

За восемь месяцев в кинотеатрах «Москино» зрители увидели 15 фильмов, снятых на республиканских киностудиях. Увиденное обсуждалось с ведущими профессионалами постсоветского пространства.

Кроме того, под эгидой «Москино» создан киноклуб военно-исторического кино. Сеансы проходят в кинотеатре «Москино Молодежный». Киноклуб курирует и обсуждает со зрителями лучшие фильмы журналист Григорий Пернавский. Каждый фильм имеет свою культурную, идеологическую и политическую подоплеку. Куратор помогает зрителю понять контекст времени создания фильма и отделить мифы от реальности.

Показы здесь устраивают примерно раз в два месяца, в зале обычно собирается несколько десятков человек. На встречи можно попасть бесплатно, анонсы публикуются интернет сайт mos-kino.ru, где необходимо зарегистрироваться.

В Москино есть и другие киноклубы. Например, «8 марта» (показ работ женщин-режиссеров), «Энциклопедия мультипликации» (обсуждает отечественную анимацию разных эпох). Однако показы на этих площадках пока не проводятся из-за проблем с доступностью контента и прав, пояснили в сети. Завсегдатая киноклуба в Москино характеризуют как любознательного и жадного человека, который хочет смотреть как можно больше. «У нас есть постоянная аудитория, с которой мы тесно общаемся. Мы обучаем и обучаем ее. Благодаря этому у нас на данный момент ситуация с посещаемостью не такая удручающая, как у коммерческих киносетей», — говорит Наталья Мокрицкая, генеральный директор Moschino.

Source

от admin