Художник-авангардист Михаил Матюшин не только писал картины, но и писал сценарии к театральным постановкам. Среди его работ — сценарий к 15-летию Октябрьской революции.

Этот сценарий представлен в виде выставки в Музее авангарда в Петербурге (находится в доме, где жил Михаил Матюшин) и подписан как «Подготовительный материал к работе над агитплакатом ко «дню рождения Октября 1932 года». Очевидно, что это ошибка, т.к. материал о театральной постановке.

Мы предоставляем ксерокопии сценария и его текстовую транскрипцию. К сожалению, не все расшифровано.

Расшифровка:

Круговой кран в движении
В кризис
пушка Женевы
1 феномен гл. Зап. раб
2 ——— Ex-dec.
3 ——— столица
4 головы раб СССР
5 фашистов
6 винтовка
Символы:

1. Произведения Запада.
2. Работы СССР
3. Капиталист
4. Социал-демократ
5. Фашист

Движущийся кризис Европы: рабочие, полиция, капиталисты, запутавшиеся в крепости национального банка, рушащиеся банки, потухшие домны, закрытые заводы, все это изображено полуобъемно по кругу щита непрерывно.

Сначала зритель видит этот круг только в движении, постепенно давая полную возможность понять представляемый образ. [нрзб] и его последствия, то появляется социал-демократ с цепью в руках и начинает прославлять и предсказывать появление капиталиста. Одновременно с социал-демократическим, но чрезвычайно медленным, на заднем плане появляется великий вождь труда, который продолжает неуклонно расти на протяжении всего действия. На шее и на руках у него цепь, концы которой находятся в руках социал-демократа.

Появляется крупная массивная фигура, восседающая на троне. Он в шляпе и фраке, с высокомерно-презрительным выражением лица, полуобернутый к сцене. Его форма тела преувеличенно компактна. На штанах четкие надписи золотом и черным цветом. На правой ноге надпись:

“Национальный банк
600 миллиардов
500 миллионов на вооружение
На левой ноге:
«Принудительный труд колониальных рабов дикарей и их вымирание.
Явл. Голова рабочего Зап. Фигура, полная гнусных обязательных инсинуаций

ЧИТАТЬ  Беларусь и Россия подписали план сотрудничества в сфере образования

Второй феномен: Эсдек говорит так, как будто он обращается к публике и в то же время к лидеру оператора, который появляется медленно: [нрзб] страны

Вот идет тот, кто создаст достаток и жизнь, свободу хорошо оплачиваемого труда, слушая его слова, они полны добрых пожеланий мира, единства народов. Я не буду защищать твои интересы со всем моим предательством… Тьфу! Дружный… Сила товарищей и умов. Просто доверься мне, и я буду работать на всех нас и т. д. … Он прогибается и словно помогает экстренной столице.

Капиталист произносит длинный монолог в стиле Гувера о том, что капитал есть главная сила всего мира и что вся культура строится только на нем и что бесчисленные блага капитала сделают человеческую жизнь постоянно счастливой и свободной. Во время его монолога справа появляется великий вождь рабочих СССР, быстро вырастающий в монолитную фигуру. Столица продолжает говорить о дурных влияниях, сбивающих рабочих с истинного пути культуры, и, отмечая быстрый рост рабочего СССР, с удивлением спрашивает: «Как… [нрзб]

бить, мешающую расти, и Колчак, и Юденич, и Корнилов, и все эти генералы Красновы, Врангели, которые стоили нам огромных денег… что за бессмысленная чушь, этого не может быть, какого черта! и это выясняется. Ну, это невозможно! ….

Есдек доверительно доверительно, ибо рабочий не слушает капиталиста, говорит: /в стиле и манере Молчалина Г. От Ума/!

Не волнуйтесь, сэр! Я не предам твоих интересов, ведь цепи в моих руках и ключ с замком я кладу к твоим ногам, только укажи направление, и я всегда поверну их куда ты захочешь! послушный слуга.

ЧИТАТЬ  Продолжение цикла Мухина

Рабочий СССР, растущий и растущий, поет: «Долгое время нас держали в остроге, долго мучил нас голод, кончились тяжелые дни, пришло время искупления / все наблюдающие участвуют в песня.если можно/.

Страшно и яростно ревет столица “Что еще! За песни! ХХ Приходи ко мне ХХХ на защиту!” Появляется фашист. В нем есть и романтика, и трагедия.
Эммея его

пафос и поза Античного Героя, спасающего родителя от извержения Везувия.

Эс-Дек убаюкивающий капиталиста, видишь богатыря, они заодно с ним пребывают, и мы вместе с ним прописываем баню певцам, а еще какое время!
Он поворачивается к Запу. Произведения: Ну, пусть себе поет, а что с того! Мы можем петь лучше сами. Культуру свободы можно построить только понемногу, а не сразу! Они не наш пример. Они начали строить некоторую свободу в своей стране без спроса на капитал. А наш второй Интернационал не хочет признавать права! Кто, как не он и книги в руках [нрзб]

Капиталист, как во сне, бормочет Войну! война! у него только одно сохранение. [нрзб] вдруг, точно очнувшись, закричал изо всей силы: Пушка сюда, огонь! Рабочий СССР поднимает огромный кулак и бьет в пушку, которая ударом рабочего быстро поворачивается к капиталу и, как бы взрываясь, рушится вместе с капиталистом, социал-демократом и фашистом и цепями западного рабочего на в то же время.

Рабочие СССР и Запада протягивают друг другу руки, поют за спиной на движущемся круге песню свободы, вместо кризиса Европы появляется карта свободного мира с надписью:

Пролетарии всех стран объединились и создали
Ненасильственный мир свободных стран
Без гражданства и без класса
Да здравствует международное братство
мир!

ЧИТАТЬ  Как появились многоразовые лодки на реке Чусовой

Фашист: Мы покажем им, как пахнет Женева!
Это все иностранные государства держат в тисках наш народ и наших рабочих, но все мы [нрзб]

Source

от admin