Приоритеты авиационной отрасли: как в России создавать самолеты для региональных перевозок

Объединенная двигателестроительная корпорация изготовит четыре опытных двигателя для региональной турбовинтовой линейки «Ладога» в 2023 году, сообщили в Ростехе. Этот самолет заменит советские Ан-24, Ан-26Б-100 и Як-40. Он рассчитан на 44 места и сможет летать на расстояние более 1000 км. В то же время в РФ реализуются проекты LMS-901 «Байкал» и Ил-114-300, которые также предназначены для региональных перевозок. Аналитики напоминают, что после распада СССР количество таких маршрутов значительно сократилось, хотя интерес представляют Крайний Север, Сибирь и Дальний Восток. В этом смысле, как говорят эксперты, новый самолет будет востребован отечественными авиакомпаниями. А первый замглавы Ростеха Владимир Артяков подчеркнул, что создание новых машин для региональной авиации сегодня является приоритетом отечественного авиапрома.

Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) планирует изготовить четыре опытных двигателя для регионального турбовинтового самолета ТВРС-44 «Ладога» в 2023 году, сообщили в Ростехе. Работа над силовыми установками ведется на базе компании «ОДК-Климов» (Санкт-Петербург), где уже завершена технологическая подготовка производства.

«Объединенная двигателестроительная корпорация уже приступила к сборке первых двух опытных образцов ТВ7-117СТ-02, они будут изготовлены этим летом. До конца года еще два двигателя будут готовы к предварительным испытаниям в составе самолета, — заявил первый заместитель генерального директора Ростеха Владимир Артяков.

Как отмечается на сайте госкорпорации, новый агрегат создан на базе двигателя ТВ7-117СТ-01, предназначенного для пассажирского самолета Ил-114-300. Двигатель имеет взлетную мощность 2400 л.с. кон., а также лучшая в своем классе топливная экономичность.

«Работа идет напряжённая. Все мы понимаем, что региональный самолёт, способный работать на Дальнем Востоке, Крайнем Севере и в других регионах, обеспечивая транспортную доступность нашей великой страны, очень востребован. Задача очень амбициозная. производство двигателя для самолета запланировано на 2025 год», — цитирует пресс-служба Ростеха генерального конструктора АО «ОДК-Климов» Всеволода Елисеева.

В свою очередь Владимир Артяков подчеркнул, что создание новых пассажирских самолетов для региональной авиации является приоритетом для авиационной отрасли.

«Одним из направлений этой работы является создание соответствующих силовых установок, в том числе турбовинтовых», — сказал он.

На смену советским моделям

Проект регионального пассажирского самолета в классе 40-50 мест реализуют специалисты Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) по заказу Минпромторга России. Фюзеляжи для «Ладоги» поставит самарский завод «Авиакор».

ЧИТАТЬ  Третьяк назвал смерть Михаила Овечкина потерей для хоккейного сообщества

Предполагается, что при максимальной загрузке «Ладога» сможет пролететь расстояние более 1 тыс. км. Проект призван заменить устаревшие авиалайнеры советского производства (Ан-24, Ан-26Б-100, Як-40) и западной разработки (Dash 8-200, Dash 8Q-300, ATR-42).

Напомним, что базовые версии советских самолетов Ан-24, Ан-26 и Як-40 разрабатывались в 1950-х и 1960-х годах и, по мнению специалистов, сегодня эти самолеты уже не отвечают необходимым требованиям.

“Таковы планы СССР. В частности, Ан-24 – массовый долгожитель и разыскиваемый, но из-за морального и физического износа он уже уходит из состава российской авиации. Это вызывает большие проблемы. “Ладоге” придется занять эту нишу», — сказал в разговоре с RT генеральный директор АО «Аэрокон», эксперт рабочей группы «АЭРОНЕТ» Эдуард Багдасарян.

По словам главного редактора портала Avia.ru Романа Гусарова, ТВРС-44 «Ладога» будет пользоваться большим спросом в России.

«Ладога» находится в очень массовом и популярном сегменте региональных самолетов, которые не создавались уже несколько десятков лет. К настоящему времени парк советских авиалайнеров полностью исчерпал свой ресурс. Оставшиеся самолеты не могут обеспечить достаточный объем перевозок, поэтому необходимо, чтобы этот самолет как можно скорее запустили в производство. Западных аналогов, подходящих для российских условий, пока нет», — сказал собеседник RT.

“Современная и ремонтопригодная машина”

Уральский завод гражданской авиации сейчас занимается еще одним самолетом, тоже для региональных перевозок. Речь идет о многоцелевом самолете LMS-901 «Байкал».

Согласно открытым источникам, «Байкал» рассчитан на девять пассажиров. Его крейсерская скорость составит до 300 км/ч, а максимальная дальность полета — 3 тыс. км (с нагрузкой 2 тонны — до 1,5 тыс. км).

Как заявил в октябре 2022 года заместитель министра промышленности и торговли РФ Олег Бочаров, Байкал будет создан полностью из российских комплектующих. В частности, на самолете будут использоваться отечественные турбовальные двигатели ВК-800, сертификация которых ожидается к концу 2024 года.

63cad5f4ae5ac915926b1d86

  • Ан-2

  • © Викисклад / CC BY 2.0

11 января 2023 года стало известно, что УЗГА и авиационный альянс «Аэрохимфлот» подписали соглашение о намерениях на поставку 120 самолетов LMS-901 «Байкал» в 2026-2030 годах. Соглашение также предусматривает совместное формирование облика лайнера и его тактико-технических характеристик.

«Нас вполне устраивает диапазон скоростей, которые достигает машина, а также ожидаемые экономические показатели», — цитирует пресс-служба УЗГА слова главы «Аэрохимфлота» Клима Галиулина.

Как отметил Роман Гусаров, «Байкал» придет на смену легендарному «майсу».

Также по теме

МС-21

«Обеспечение большей безопасности»: как разрабатывают лайнер МС-21

Российский лайнер МС-21 будет оснащен системой контроля состояния конструкции. Об этом сообщил генеральный директор Исследовательского центра «ИРТ»…

«Байкал» заменит самый массовый самолет в мире — Ан-2. Выпускался с конца 1940-х годов и пользовался большим спросом даже в авиаклубах и сельхозавиации. Ан-2 незаменимый и до сих пор лучший в своем классе, но создан он давно. Сейчас нужен новый самолет с современными двигателями, материалами и авионикой, но при этом неприхотливый и дешевый. Этот самолет должен быть Байкалом — доступной, надежной, современной и ремонтопригодной машиной», — сказал аналитик.

Еще одним важным проектом по насыщению регионального авиапарка является пассажирская линия Ил-114-300. Является модернизированной версией регионального турбовинтового самолета Ил-114, разработанного в конце 1980-х годов и призванного заменить самолет Ан-24. Однако из-за распада СССР и связанных с этим экономических и организационных трудностей проект так и не был реализован в полной мере.

В 2016 году программа Ил-114 была возобновлена. Модернизированный лайнер может взять на борт до 68 пассажиров. Особенности конструкции позволяют использовать его на малооборудованных аэродромах местных авиалиний. Крейсерская скорость Ил-114-300 — 500 км/ч, дальность полета с максимальным количеством пассажиров — 1400 км.

В августе 2022 года стало известно, что Ил-114-300 включен в программу поставок самолетов, которую согласовали Объединенная авиастроительная корпорация и «Аэрофлот».

«Ил-114-300 будет старшим из этого семейства. Это большой турбовинтовой лайнер. Он будет в топе региональных перевозок и заменит ТРД Ту-134 и ТРД Ан-24», считает Роман Гусаров.

«Мы закроем всю линейку региональных перевозок»

Как вспоминают аналитики, после распада СССР в России резко сократились объемы региональных авиаперевозок.

“В СССР были очень развиты региональные авиалинии, и на самолете можно было улететь буквально в любую страну. После развала Союза вся наша авиация столкнулась с отсутствием государственного финансирования. Многие рейсы не выполнялись, они экономически не выгодны , поэтому без господдержки такие перевозки не выживут”, – сказал Гусаров.

63cad061ae5ac90a7a65e21b

  • Пассажирский самолет Ил-114-300 участвует в летной программе Международного авиационно-космического салона МАКС-2021.

  • РИА Новости

  • © Максим Блинов

По данным Ростеха, количество действующих аэропортов в стране с 1991 по 2000 год сократилось почти в три раза: с 1450 до 533.

Также по теме

Сухой Суперджет 100

«В форме импортозамещения»: как реализуют программу создания нового самолета SSJ

В Ростехе сообщили, что пассажирский отсек доставлен в Новосибирск для проведения сертификационных испытаний.

«Особенно остро разлука с региональной авиацией коснулась жителей Дальнего Востока и Сибири, где относительно слабо развита дорожная инфраструктура», — сообщили в пресс-службе госкорпорации.

На этом фоне производство новых самолетов было практически полностью остановлено. По состоянию на 2011 год более 70% регионального парка составляли самолеты иностранного производства.

Однако в последние годы ситуация в этой сфере стала меняться. Так, в рамках национального проекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» планируется модернизировать 57 аэропортов, а также построить и реконструировать 41 взлетно-посадочную полосу с 19 вспомогательными сооружениями.

В свою очередь, создание самолетов «Ладога», «Байкал» и Ил-114-300 позволит обновить парк региональных авиакомпаний, считают аналитики.

«Эти аппараты могли бы покрыть все потребности. После начала эксплуатации они будут модернизированы, модельный ряд будет развиваться. «Ладога», «Байкал» и новый Ил-114 должны будут решить основные задачи региональной авиации», — считает Эдуард. Багдасарян.

Аналогичного мнения придерживается и Роман Гусаров.

«С помощью трех таких самолетов мы закроем всю линейку региональных перевозок. Разве что остается под вопросом сегмент самолетов на 20 мест. Его сейчас занимает чешский L-410, который производится по лицензии. Если удастся локализовать его производство, то региональный сегмент будет обеспечен самолетами на 100%», — заключил он.



Source