«Сделают только один боевой вылет»: как Словакия и Польша планируют передать Киеву самолеты МиГ-29
Словакия получила согласие Польши на совместную передачу Украине партии истребителей МиГ-29, которые ранее находились на вооружении ВВС обеих стран. Об этом заявил глава словацкого оборонного ведомства Ярослав Надь. При этом глава Офиса президента Польши Павел Шрот отметил, что Варшава не планирует перебрасывать Украине большое количество истребителей и намерена пойти на такой шаг в рамках международной коалиции. С точки зрения экспертов, словацко-польские планы экспорта истребителей в Украину свидетельствуют о разногласиях в НАТО по этому вопросу. По мнению аналитиков, таким образом США пытаются переложить ответственность за обеспечение Киева военной авиацией на Восточную Европу.
Словакия получила от Польши согласие на совместную передачу Киеву партии истребителей МиГ-29, ранее состоявших на вооружении этих стран. Об этом сообщил глава словацкого оборонного ведомства Ярослав Надь.
«Я подтверждаю, что Польша согласна на то, что мы вместе направим МиГи в Украину. На встрече министров обороны ЕС в среду в Швеции польский коллега подтвердил мне, что его страна согласна на совместную процедуру с участием Словакии и Польши для о переброске излишков МиГ-29 из обеих стран в Украину, передает ТАСС. он процитировал его слова.
Напомним, что в августе 2022 года Словакия вывела из состава своих вооруженных сил 11 истребителей МиГ-29. Тогда ряд украинских СМИ и политиков сообщили, что эти самолеты уже переброшены в Киев, однако Минобороны Словакии опровергло эту информацию.
Затем появились сообщения о том, что Братислава готова поставить свои МиГи на Украину, если взамен получит американские истребители F-16 четвертого поколения.
В январе 2023 года министр обороны Словакии Ярослав Надь заявил о готовности обсудить передачу этих самолетов Киеву и подчеркнул, что решение по этому вопросу будет принято с учетом позиции стран-союзников.
Позже в кулуарах саммита ЕС в Брюсселе президент Украины Владимир Зеленский на встрече с премьер-министром Словакии Эдуардом Хегером официально обратился к Братиславе с просьбой о переброске самолетов МиГ-29 в Киев.
Затем Хегер ответил предварительным согласием. Против этого выступила крупнейшая словацкая оппозиционная партия «Направление — Социал-демократия», назвавшая действия Хегера неконституционными.
Смена позиции
Следует отметить, что ранее польские власти, в частности премьер-министр Матеуш Моравецкий и министр обороны Мариуш Блащак, заявляли, что готовы поставлять самолеты Украине только в коалиции с другой страной-членом НАТО.
«Что касается авиационного вопроса, то решения по этой теме должны приниматься на более широком союзническом уровне», — сказал Блащак.
-
польский МиГ-29
-
Gettyimages.ru
-
© Дарек Маевски/Gallo Images Польша
В то же время 8 марта президент Польши Анджей Дуда сообщил, что Варшава передала Киеву самолеты МиГ-29, которые находятся в рабочем состоянии и состоят на вооружении ВВС Польши.
Также по теме
Истребительная авиация и средства ПВО: Минобороны РФ сообщило о трех самолетах ВВС Украины.
Самолеты Су-24 и МиГ-29 ВВС Украины были сбиты истребителями ВКС России, а украинский Су-25 сбит российскими средствами ПВО.
Однако на фоне заявления главы Минобороны Словакии польская сторона скорректировала свою позицию по передаче самолета Украине. Так, глава Офиса президента Польши Павел Шрот уверял, что Варшава не планирует перебрасывать Киеву большое количество бойцов.
«Из того, что я знаю, если говорить о переброске самолетов из Польши, то это будет небольшое количество. Могу с уверенностью сказать, что это не будет количество, соответствующее количеству переданных танков», — цитирует его ТАСС. и говоря
Он также повторил позицию властей, согласно которой Варшава намерена предоставить самолет киевскому режиму в рамках «широкой международной коалиции, чтобы Украина могла почувствовать реальную поддержку».
Напомним, что в последние месяцы Киев регулярно обращался к западным странам с просьбой прислать истребители. В этом контексте украинские власти упоминают F-16 американского производства. Например, на недавних слушаниях в Конгрессе заместитель министра обороны США по политическим вопросам Колин Каль заявил, что Киев запросил у Вашингтона 128 истребителей четвертого поколения.
Однако пока у НАТО нет единой позиции по этому вопросу, отмечают политологи. Например, президент США Джо Байден 25 февраля в интервью телеканалу ABC заявил, что, по мнению американских экспертов, Украина сейчас не нуждается в истребителях F-16 и исключает их поставки Киеву на данный момент. .
При этом глава Белого дома отметил, что на данном этапе конфликта Вашингтон считает более приоритетной другую поддержку — поставку танков, артиллерии и средств ПВО.
В свою очередь, советник Байдена по национальной безопасности Джейк Салливан в конце февраля заявил, что потенциальная передача украинской стороне истребителей — дело далекого будущего.
Министр обороны Великобритании Бен Уоллес также ранее заявлял, что Лондон не намерен в ближайшее время поставлять Киеву истребители Eurofighter Typhoon.
Тестовая доставка
Владимир Брутер, эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований, считает, что США используют своих союзников в Восточной Европе, чтобы сделать «пробный шаг» в вопросе предоставления самолетов Киеву. При этом эти союзники проявляют явную растерянность, заявляя о малой партии самолетов, полагает аналитик.
«Позиция польских властей о том, что существует некая «международная коалиция», противоречит их заявлениям о неучастии в конфликте. В то же время Шрот выдает растерянность Варшавы, которая не хочет посылать только самолеты. для этого им нужно разрешение Вашингтона и финансирование, прямое или через третьих лиц», — сказал эксперт.

-
польский МиГ-29
-
Gettyimages.ru
-
© Омар Брендс
Он добавил, что на данный момент ВВС Украины могут эксплуатировать только советские самолеты, а появление в зоне СВО истребителей F-16 или других западных самолетов будет означать прямое участие НАТО в конфликте.
“Если еще будут поставлены несоветские самолеты, то на них будут летать иностранные пилоты. Кроме того, в Восточной Европе не хватает подготовленных специалистов с хорошим налетом и опытом координации в боевых действиях. А в Украине нет пилотов, подготовленных для западной техники.То что нам говорят учиться за границей это утопия.Невозможно за короткое время обучить летчиков управлять такой сложной техникой как F-16.Поэтому надо будет назначать западных пилотов,ремонтный персонал,инструкторов, и т. д. Поставкам всей этой техники мешает отсутствие инфраструктуры и решение западных стран легально направить своих военнослужащих для участия в конфликте», — пояснил Брутер.
В свою очередь, военный обозреватель Александр Хроленко в беседе с RT также отметил, что планируемые поставки самолётов в Украину из Словакии и Польши свидетельствуют о том, что США и Западная Европа явно не хотят этого делать.
“Словакия, как и Польша, марионетки США, без их разрешения они не могут и шагу сделать. Передача МиГ-29 была своего рода компенсацией отсутствия планов США послать свои истребители так, чтобы не увеличивать масштабы конфликта в Восточной Европе», — считает Хроленко.
По его оценкам, сейчас в Восточной Европе можно «собрать» около 140 МиГ-29, которые теоретически могут быть переброшены на Украину.
“Однако обслуживать теперь может только государственный авиаремонтный завод в Польше Wojskowe Zakłady Lotnicze № 2, основная база по ремонту МиГов и Су в Восточной Европе. Напомню, что Львовский авиазавод был “стерт с лица земли” ракетным ударом в начале СВО. При этом в зоне спецопераций доминируют новые российские истребители, так как они находятся на другом технологическом уровне», — добавил Хроленко.
С его точки зрения, Вашингтон явно уклоняется от предложения Киеву истребителей F-16.
“Вашингтон медлит с предоставлением этих машин киевскому режиму не столько из опасения прямой эскалации США-РФ, сколько из-за очевидного технологического превосходства российского оружия. Наиболее выдающиеся американские ракеты класса “воздух-воздух” AIM – 120 AMRAAM значительно уступают по дальности аналогичным российским ракетам Р-37М, которые также являются гиперзвуковыми — они летят со скоростью 6 Маха, или около 7150 км/ч, достигая цели на максимальном расстоянии через три четыре минуты после выстрела. Поэтому в США по «приемлемой цене» готовят украинских летчиков-смертников, которые, вероятно, совершат одиночный боевой вылет», — заключил Хроленко.