Появление конструктивизма ощущалось задолго до его зарождения, о нем заговорили в 1920 г., в 1921 г. начали экспериментировать и испытывать на прочность. А в 1922 г. новорожденный стал занимать уверенные позиции во всех сферах жизни и творчества. Конструктивистские постановки в череде премьер волнуют театральную публику и ценителей, оформление книг и театра меняет отношение к подаче информации, конструктивистская одежда предполагает внешнее изменение, архитектура формирует новую среду, а сам человек должен преобразовываться рациональными средствами. движение, мысли и развлечения.

На выставке можно проследить путь будущих конструктивистов к выработке собственного метода. В 1910-е годы к поиску инструментов для его создания были привлечены представители всего художественного мира: художники, поэты, музыканты, скульпторы и архитекторы. Не все стали конструктивистами. Они спорили или соглашались, но неизменно двигались к общей цели: создавать искусство, соответствующее быстро меняющемуся миру. Такая модель создавала перспективу обновления человеческого сознания и построения новых отношений между людьми, искусством и природой.


Александра Экстер. Композиции, 1910. Холст, масло. Коллекция Иветы и Тамаза Манашеровых


Наталья Гончарова. Электрический орнамент, 1914. Холст, масло. ГТГ

Кубизм пришел в Россию из Франции. Там побывало большинство художников-авангардистов, многие учились. Любовь Попова и Надежда Удальцова по возвращении из Парижа в 1914 году организовали в мастерской на Остоженке, 37 «Цирк кубиста». Там работали Александр Веснин, Вера Пестель, Владимир Татлин и другие. Был Казимир Малевич. Для художников-авангардистов кубизм и кубофутуризм — отечественное производное от французского кубизма и итальянского футуризма соответственно — стали учебной площадкой для изучения новой конструкции предмета в пространстве холста.


Владимир Баранов-Росин. Композиция, конец 1910-х.Холст, масло. ГТГ

В футуристическом сборнике «Пощечина общественному вкусу» кубизм определяется как «канон смещенной конструкции». Удальцова писала, что кубизм «разлагает структуру старой вещи и создает новую». Приемы кубизма (одновременный взгляд на предмет с разных точек зрения, разделение природы на простые геометрические объемы и плоскости, выделение массы) и приемы кубофутуризма (обрамление движения во времени, выражение статики ). и динамика) вошли в арсенал художников и стали основой для формирования новой системы работы над художественным произведением.


Надежда Удальцова. Кубистические композиции, 1916. Холст, масло. Русский музей


Артур Лурье (Наум Лурия). Слова Владимира Маяковского, обложка Петра Митурича, 1918 год. Отпечатано на бумаге. Государственный музей В.В. Маяковского

ЧИТАТЬ  Выставка Музея Востока и Александра Васильева. «Русский Константинополь».

В 1922 году, к пятой годовщине революции, сформировалась новая концепция обустройства жилья: не стиль и даже не метод, как утверждают сами творцы, а тотальное искусство, охватывающее абсолютно все стороны жизни. Сам художник впервые становится не только творцом новой реальности, но и ее обитателем, который своим примером покажет людям, как жить в этом новом мире. Конструктивисты избегают говорить о красоте. Изменилась сама оптика восприятия.

В 1920-е годы родилась привычная для нас среда с яркими картинками, броскими заголовками, приемами монтажа, сменой кадров, звуками, точечным воздействием — среда цифровых технологий, высоких технологий и минимализма, неотделимости техники от человека. Инструменты для его создания придумали конструктивисты. Они рассказывают об удобных вещах, продуманном пространстве, подходящих подходящих цветах, новом организованном материальном мире. Жители этого мира должны меняться вместе с ним — через саморазвитие, самодисциплину, рациональное использование пространства и ресурсов, поступление и потребление информации. Возможно, конструктивистское видение еще не полностью реализовано. И мы просто должны пройти этот раунд жизненного соглашения.


Варвара Степанова. Второй воин, 1919 год. Иллюстрация к пьесе Алексея Крученых “Глин-Глин”. Бумага, коллаж. Коллекция Иветы и Тамаза Манашеровых


Григорий Зимин. Сапфо. Греческие танцы. 12 отрывков из музыки Артура Лурье, 1923. Бумага, карандаш, тушь, кисть, трафарет. Музей имени А.А.Бахрушина


Александр Куприн. Чай, 1919. Холст, масло. ГТГ


Алексей Кравченко. Радуга, 1920. Холст на картоне, масло. ГТГ


Василий Кандинский. Piccoli Mondi I, 1922. Цветная литография на бумаге. Государственный музей В.В. Маяковского


Елена Бебутова (Бебутова-Кузнецова) Цувамма, 1923. Холст, масло. ГТГ


Яков Чернихов. Сочинения из цикла “Аристография”, 1918-1924 гг. Бумага, гуашь, тушь, карандаш. Финансовый. Яков Чернихов


Александр Древин. Красный кувшин, 1915. Холст, масло. ГТГ


Надежда Удальцова. Кухня, 1915. Холст, масло. Русский музей


Александр Иванов. Натюрморт, 1919. Холст, масло. ГТГ

«Цвет как конструктивный элемент включен в конструкцию каждой вещи, сделанной сознательно, независимо от того, к какой области материальной культуры относится эта вещь, будь то живопись, архитектура, скульптура, графика, керамика, текстиль, деревообработка, производство металлов. ., значение цвета и его свойств в том или ином произведении особое.
Любовь Попова


Любовь Попова. Архитектурно-живописный, 1917. Холст, масло. ГТГ

ЧИТАТЬ  Номера Warspot: 2 варианта техники

“Наконец стало совершенно ясно значение линии – с одной стороны, ее фасетного и ведущего отношения, а с другой, как фактора основного построения любого организма вообще в жизни, так сказать, скелета (или основание, рама, система).Линия есть первая и последняя, ​​как в живописи, так и вообще в любом строительстве.Линия есть проход, движение, встреча, край, скрепление, соединение, разрез и т. д. В линии появилось новое видение мира – строить по существу, а не представлять, быть объективным или необъективным, строить новые конструктивные структуры в жизни, а не из жизни и вне жизни.
Александр Родченко, 1918 г.


Александр Родченко. Построение на коричневом № 97. Из серии «Линеизм», 1919. Холст, масло. Коллекция Иветы и Тамаза Манашеровых


Питер Уильямс. Скрипач и виолончелист, 1921. Холст, масло. Коллекция Иветы и Тамаза Манашеровых

Многие художники построили свои отношения с беспредметностью, наслаждаясь свободой, которую она открыла. На этом этапе будущих конструктивистов отличало тщательное изучение теории и комплексный подход к организации изобразительных опытов по квазинаучной, лабораторной схеме. Они экспериментируют с линиями, цветом, поверхностью, формой. Своеобразным результатом этой работы стала выставка 1921 года «5×5=25». Ей ассистировали Александра Экстер, Александр Веснин, Любовь Попова, Александр Родченко, Варвара Степанова. На выставке было представлено по пять работ каждого из пяти художников, а пять каталогов, подготовленных участниками, объясняли практическую ценность их опыта для будущего промышленного искусства. На выставке был представлен трехцветный триптих Родченко, которым художник подтвердил собственное завершение авангардной лабораторной работы.


Майкл Ле Данто. Мальчик и граммофон, 1913. Холст, масло. ГТГ

«Композиция — это созерцательный подход художника к своему творчеству.
Техника и промышленность поставили перед искусством задачу КОНСТРУКЦИИ как активного действия, а не созерцательного изображения.
Уничтожена «святая» ценность произведения как единственного уникального произведения.
Музей, как хранилище этой туники, превращается в архив».

Варвара Степанова. Из каталога образцов «5×5=25»


Варвара Степанова. Сидящая фигура, 1921. Бумага, тушь. Коллекция Иветы и Тамаза Манашеровых


Николай Суетин. Пьяцца Нера, начало 1920-х.Холст, масло. ГТГ


Климент Редько. Голова, 1922. Бумага, графитный карандаш, тушь. Государственный архив русской литературы и искусства


Надежда Удальцова. Модель 1914 года. Холст, масло. Русский музей

ЧИТАТЬ  Производство алкоголя в России за год выросло почти на десять процентов


Любовь Попова. Пространственно-силовое строительство, 1921, масло. ГТГ


Варвара Степанова. Две фигуры с мячом, 1920. Бумага, гуашь. Коллекция Иветы и Тамаза Манашеровых


Варвара Степанова. Фигуративная композиция, 1919. Бумага, темпера, гуашь. Коллекция Иветы и Тамаза Манашеровых


Иван Кудряшов. Конструкция прямолинейного движения, 1925. Холст, масло. ГТГ


Илья Чашник. Супратизм, 1923. Холст, масло. ГТГ

В 1921 году в стенах ВХУТЕМАСа начало складываться художественное объединение «Метод» – группа художников, видящих себя «учеными в живописи», совмещающих теорию и практику и создающих холсты и «пластически развитые конструкции». Задачей группы был поиск универсальных закономерностей построения пространственных явлений в плоскости полотна и в театре, а шире — в предмете и городской среде. Лучишкин, будучи членом объединения, создавал аналитические работы — таблицы и графики, «проекции идей». Одной из тем исследования стал анализ композиционных средств как системы координат, необходимой для запуска метода проектов – организации ощущений и импульсов зрителя.


Сергей Лучишкин. Координаты построения живописного плана, 1924 год. Фанера, масло. ГТГ


Климент Редько. Абстрактное пространство, 1921. Холст, масло. ХТГ


Климент Редько. Муж и жена, 1922. Холст, масло. ХТГ


Александр Веснин. Абстрактная композиция, 1922. Холст, масло. Музей архитектуры. А.В. Щусев


Петр Митурич. Пространственная графика №44. Реконструкция Мая Митурича Хлебникова. Картон, бумага, тушь, известь. Архив семьи Митуричей-Хлебниковых

В творчестве Владимира Татлина особую роль играет взаимодействие с материалом. С 1913 года художник начал исследовать свойства разных материалов, в том числе пытался выявить наиболее органичные формы для стекла, дерева и металла. В 1914 году Татлин впервые показал свои контррельефы. Это были пространственные композиции, составленные из фрагментов реальных предметов: кусков обоев, тарелок, предметов быта, бутылок. Это были абстрактные композиции, появление которых произвело настоящую революцию в художественном творчестве. Искусство больше не пыталось украшать, интерпретировать, подражать. Он провозгласил собственную независимость использования предмета как такового, утверждая возможность тотального искусства.


Владимир Татлин. Угловой контррельеф “Выбор материала увеличенного типа”, 1914-1915 гг. Расположение. Росси Центр


Натан Альтман. Россия. Труд, 1921. Дерево, эмаль, масло, металл, углеграфитовый порошок, бумага. ГТГ
Продолжение
Источник информации: маркировка и кураторские тексты в музейной экспозиции.

Source

от admin