Терменвокс: как работает единственный в мире бесконтактный музыкальный инструмент и как на нем играть

Одним из первых звук терменвокса услышал Владимир Ленин, идеолог электрификации страны, решивший сделать изобретение терменвокса символом нового времени. В нашем материале реальная история терменвокса с комментариями дочери и правнука легендарного изобретателя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ленин – первый поклонник терменвокса

Выходец из дворянской семьи, физик, инженер и виолончелист Лев Термен изобрел терменвокс в 1919 году в Санкт-Петербурге. Первое публичное представление фантастического музыкального инструмента состоялось в октябре 1921 года на VIII Всероссийском электротехническом съезде, где обсуждался план электрификации России. Председатель Совета радио Аким Николаев, присутствовавший на докладе Льва Термена, сообщил Владимиру Ленину о новом изобретении, и в начале 1922 года терменвокс оказался в кабинете президента Совнаркома. РСФСР в Московском Кремле.

Терменвокс исполнил несколько музыкальных произведений в сопровождении секретаря руководителя Лидии Фотиевой, которая играла на фортепиано, а в конце встречи дал небольшой мастер-класс – управляя руками Ленина, исполнил роман «Жаворонок». Михаил Глинка. Вскоре по распоряжению партийного лидера Льву Термену был выдан специальный ордер на беспрепятственный проезд по железным дорогам. Для жителей 150 советских городов и поселков Термен стал главным пропагандистом электрификации звука.

Лев Термен. Воспоминания: “Особенно важно было показать, что электричество есть не только бездушная механическая сила, автоматически совершающая физическую работу, но и средство наиболее полного и непосредственного воздействия человека на управление тончайшими нюансами даже музыкальных звуков. Для этого , работа нового электромузыкального инструмента осуществлялась не механически, как на обычных инструментах, а посредством свободного движения рук и пальцев на расстоянии от инструмента, на них действует их электрическое поле.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как работает терменвокс

На терменвоксе играют движениями рук в воздухе, не касаясь инструмента. Мелодия становится слышимой благодаря тому, что исполнитель изменяет мощность электромагнитного поля, окружающего терменвокс. В его классической версии нет ни струн, ни клавиш, ни педалей — только две металлические антенны: горизонтальная отвечает за громкость, а вертикальная — за тембр. Чем ближе рука к антенне справа, тем выше звук. Чем ближе к антенне слева – тем сильнее. Интересно, что у прототипа терменвокса была только одна высота антенны и была педаль для регулировки громкости. Так что Термен отверг этот вариант. Ему было важно устранить любого посредника между музыкантом и звуком, чтобы в классической версии терменвокса не осталось ничего лишнего.

ЧИТАТЬ  Кыргызстан ежегодно увеличивает расходы на создание фитосанитарных лабораторий - | 24 кг

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На выставке в Московском музее “Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО” можно посмотреть на такой терменвокс, собранный самим Львом Терменом в 1970-х годах.

Зарубежные гастроли

Гастроли по советским городам в 1922 году были далеко не пределом концертной программы Льва Термена. Он успел побывать в большинстве европейских столиц, а в Америке поселился целых десять лет – с 1928 по 1938 год. За это время он смог запатентовать свой электромузыкальный инструмент, продав лицензию на серийный выпуск упрощенной версии терменвокс в Radio Corporation of America и познакомьтесь с Чарли Чаплином и Альбертом Эйнштейном. Последний, кстати, говорил, что звук, свободно выходящий из пространства, — явление совершенно новое.

Петр Термен, правнук Льва Термена, исполнителя на терменвоксе, композитор, руководитель Школы терменвокса: «У Льва Термена много учеников, терменвокс звучит по всей Америке. Среди выступлений того периода выделяются несколько концертов на стадионе им. Нью-Йорк с симфоническим оркестром. Знаменитый дирижер Леопольд Стоковский стал большим поклонником изобретений Льва Термена, на некоторое время включил терменвокс в состав своего оркестра. Весь «Электрический симфонический оркестр терменвокса», состоящий из различных музыкальных инструментов, созданных им, играл в Карнеги-холле.

Петр Термен

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ЧИТАТЬ  В России ЧП с крушением поезда с химикатами в США сочли крупной экокатастрофой.

Сила трех

Большой вклад в популяризацию терменвокса еще при жизни его создательницы (Терменвокс прожил 97 лет и умер в 1993 году) внесли три музыкантки – Люси Бигелоу Розен, Клара Рокмор и Наталья Термен. Люси Бигелоу Розен, которую часто называют «апостолом» электрического музыкального инструмента, продвигала его использование в 1930-х и 1940-х годах концертами в Европе и США. Виртуозная скрипачка Клара Рокмор познакомилась с терменвоксом и его изобретением в 1927 году. Именно благодаря ее усилиям терменвокс стал восприниматься в США как серьезный академический музыкальный инструмент. Многие музыканты до сих пор считают его единственным виртуозом в истории инструмента. Наталья Термен, дочь Льва Термена, выступала в России, Европе и Америке с академическим репертуаром в 1980-х и 1990-х годах Много спектаклей проходило с отцом – Наталья исполняла музыку Баха, Генделя, Чайковского, Дебюсси, Рахманинова и модерн музыка для терменвокса. Сегодня Наталья Львовна продолжает работать с терменвоксом и выступать. Куратор Терменвокс-школы и президент Санкт-Петербургского общества терменвокса.

Наталья Термен, дочь Льва Термена, терменвоксиста: «Папа, безусловно, поддерживал очень хорошие отношения с Люси Розен и Кларой Рокмор. Конечно, у этих артистов были разные подходы к терменвоксу, и папа всегда выделял именно Люси Розен. ,было написано много произведений для терменвокса,до сих пор жемчужиной репертуара является Фантазия Богуслава Мартину для терменвокса,гобоя,струнного квартета и фортепиано.Папу всегда интересовала не масса,а более глубокое развитие терменвокса в плане исполнительского мастерства, так как считал, что высокий потенциал терменвокса еще не раскрыт. Собственно, в этом вине и началась наша с ним работа. Конечно, это очень кропотливая работа, папино видение терменвокса сильно отличается от современных версий инструмента, существующих сегодня в общественном достоянии».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Терменвокс в популярной культуре

Хотя сам Лев Термен видел в терменвоксе классический инструмент и всячески поддерживал реализацию этой идеи у себя на родине, в Америке с 1940-х годов его ждала альтернативная история. В 1945 году звукорежиссер Миклош Роза использовал терменвокс для записи саундтрека к триллеру Альфреда Хичкока «Зачарованные». Зловещая композиция получила «Оскар» за лучший саундтрек, что повысило популярность советского инструмента среди создателей фильмов в жанре ужасов и фантастики. В 1960-х терменвокс время от времени можно было услышать в фильмах о вампирах или инопланетянах. Сегодня терменвокс звучит в диснеевском сериале «Локи» с Томом Хиддлстоном. Навязчивый эффект, легко воспроизводимый терменвоксом, также был очень популярен среди рок-музыкантов. Его активно использовали Led Zeppelin и Pink Floyd.

ЧИТАТЬ  Убийство на улице Свислочской

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Терменвокс считается отправной точкой в ​​истории мировой электронной музыки, он стал первым электроконцертным музыкальным инструментом в мире и первым электромузыкальным инструментом, появившимся на массовом рынке. Лев Термен был избран почетным членом Электроакустического Музыкальная ассоциация в мире в 1980-е годы, как своего рода дань уважения ему со стороны мирового электроакустического сообщества. В 1989 году Термен встретился с британским электронным музыкантом Брайаном Ино в Москве. Как сказал Ино, для него встреча с Львом Сергеевичем было историческим событием. Он взял с собой небольшой аналоговый синтезатор, который, как ему казалось, должен был произвести большое впечатление на Льва Термена. По словам Ино, в истории произошла своего рода музыкальная эволюция: от терменвокса к клавишный синтезатор. Лев Сергеевич подошел к этому инструменту, нажал несколько клавиш, вежливо сказал “очень хорошо” и не подходит. Брайан Ино вспоминает, что в Q в этот момент он понял, что это не та вещь, которая могла бы произвести впечатление на изобретателя терменвокса. Сейчас мы видим, что, несмотря на большую историю электронной музыки и технического прогресса, терменвокс остается уникальным инструментом, с которого, с одной стороны, начинается электронная музыка, а с другой стороны, к которому электронная музыка еще только стремится. Терменвокс — это живое и непосредственное управление звуком, его тончайшими нюансами. Сегодня есть целый ряд современных звуковых контроллеров, которые стремятся к чему-то подобному, но пока это только шаги к терменвоксу», — говорит Питер Термен.

Source