Украина повышает тариф на транзит российской нефти в Восточную Европу

Источник: Фотоархив ИД «КоммерсантЪ»

Украинский нефтепроводный оператор «Укртранснафта» намерен с 1 апреля повысить тариф на транзит российской нефти по магистральному нефтепроводу «Дружба» через территорию Украины, сообщает Argus со ссылкой на участников рынка. Эти данные подтверждают источники “Ъ”, отметив, что речь шла об удвоении ставки, до 27,2 евро за тонну. Повышение ставки в Киеве объясняют расходами на восстановление нефтетранспортной инфраструктуры, которая была разрушена во время боевых действий.

На данный момент окончательного решения по этому вопросу нет, переговоры продолжаются.

В «Транснефти», традиционно оплачивающей прокачку экспортируемой из РФ нефти через «Дружбу», Ъ заявили, что компании известно о намерении Украины изменить тарифы, но о каких параметрах повышения идет речь и с какого момента тариф планируется. , они не знают. Источники “Ъ” поясняют, что этот вопрос украинская сторона должна согласовать в первую очередь с получателями – Венгрией и Словакией.

По данным Argus, график поставок по южной ветке Дружбы во втором квартале предусматривает увеличение отгрузки нефти почти на 30%, до 321 тыс. баррелей в сутки (около 4 млн тонн за три месяца).

Глава «Транснефти» Николай Токарев подтвердил, что по итогам года отгрузки в этом направлении ожидаются на уровне прошлого года в 12 млн тонн.

Если повышение транзитной ставки будет одобрено, то оно будет вторым с начала года.

Ранее ставка выросла на 18,3% до 13,6 евро за тонну. В прошлом году Украина также получила повышение стоимости прокачки с 1 апреля. Тогда индексация составила почти 28% (до €11,50 за тонну). Источники Ъ связывают попытку Киева поднять ставку с политической ситуацией вокруг Венгрии, которая не намерена прекращать покупать российскую нефть. Ранее тариф для страны был повышен и по другому сырьевому маршруту – нефтепроводу Adria мощностью 11,5 млн тонн нефти, который соединяет порт Омишаль в Хорватии с мощностями венгерской нефтепереработки.

ЧИТАТЬ  Вяльбе: если нам и предстоит ехать на соревнования, то только с нашим гимном и флагом

При этом, по словам источников Ъ, обсуждался вариант перевода оплаты за транзит напрямую в страны-реципиенты, чтобы исключить “Транснефть” из финансовой схемы. Этот вопрос возник после того, как из-за сложностей с расчетами с Россией на фоне введения санкций прокачка по южному коридору Дружбы прекратилась почти на неделю в августе прошлого года. Затем Венгрия, Словакия и Чехия должны были договориться с Украиной о передаче средств за транзит. Но, отмечают собеседники “Ъ”, вариант прямой оплаты пока не утвержден и, возможно, никогда не будет согласован.

Помимо увеличения отгрузок по южной ветке Дружбы с 1 апреля, по данным источников “Ъ”, поставки российской нефти могут увеличиться и по северному направлению этого трубопровода за счет возобновления прокачки в направлении Польши. У национального концерна PKN Orlen контракт с «Татнефтью» на 200 тысяч тонн в месяц, но в конце февраля «Транснефть» прекратила прокачку российской нефти на польских НПЗ, поскольку эти поставки были исключены из утвержденного Минэнерго графика экспорта. Кроме того, судоходная компания не получала указаний по маршруту от «Татнефти».

Источники Ъ, знакомые с ситуацией, говорят, что PKN Orlen подала заявку на объемы, предусмотренные апрельским контрактом, и они могут быть включены в планы прокачки на второй квартал. Представитель «Транснефти» Игорь Демин сообщил Ъ, что пока компания не получила ни утвержденного министерством графика, ни маршрутных указаний от грузоотправителя. В Минэнерго ситуацию не комментируют.

Игорь Юшков, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, не считает критичным для потребителей возможное повышение платы за транзит, предложенное Украиной. По его мнению, в большей степени намерение Киева вызвано не политическими причинами, а необходимостью дополнительных средств. Помните, что повышение курса будет полностью за счет покупателей, так как стоимость прокачки включена в цену нефти. То есть, несмотря на то, что формально за транзит платит «Транснефть», грузоотправитель компенсирует эти деньги компании, которая, в свою очередь, получает от потребителей. Г-н Юшков считает, что даже после повышения цен маршрут трубопровода из России останется выгодным для Венгрии, Словакии и Чехии, так как альтернативные варианты поставок требуют значительных инвестиций в развитие инфраструктуры.

ЧИТАТЬ  Фигуристка Акопова планирует приступить к тренировкам на следующей неделе

Ольга Мордюшенко

Source