В конце: как реализовать программу создания российского лайнера МС-21

Пассажирская линия МС-21 должна быть запущена в серийное производство до конца 2024 года, заявил глава госкорпорации Ростех Сергей Чемезов. По его словам, проект подходит к концу. МС-21 — среднемагистральный самолет вместимостью от 163 до 211 пассажиров. В декабре лайнер был сертифицирован Росавиацией для полетов с российскими композитными крыльями и двигателями. По словам аналитика, МС-21 предназначен для использования в самой востребованной нише на рынке авиаперевозок. Его создание в будущем позволит отказаться от западных самолетов, уверены эксперты.

Российский пассажирский самолет МС-21 должен быть сертифицирован и поступит в производство в конце 2024 года, заявил в интервью РИА Новости генеральный директор госкорпорации Ростех Сергей Чемезов.

«Программа МС-21 сегодня фактически на финишной прямой. Решили проблему с двигателем, с «черным крылом». Росавиация получила согласование основных изменений типового проекта, связанных с установкой ПД-14 и крыло из российских композитов. В 2023 году мы планируем приступить к испытаниям других систем в составе самолета, чтобы к концу 2024 года сертифицировать полностью российский самолет и начать серийное производство. Часть этих систем уже проходит стендовые испытания”, – говорится в сообщении. Чемезов.

По его словам, именно авиационная промышленность является приоритетной среди гражданских проектов Ростеха в этом году.

«Стране нужны свои самолеты — современные и в больших количествах, чтобы навсегда забыть Boeing и Airbus. Про МС-21 я уже говорил, еще один проект — импортозамещение Sukhoi Superjet», — напомнил глава госкорпорации. .

«В этом году мы рассчитываем завершить весь комплекс испытаний двигателя ПД-8 для получения сертификата типа, а затем завершить испытания этого двигателя в составе самолета. Аналогично и с другими системами и агрегатами… Задача очень сложно, наши авиакомпании работают на пределе. В такие сроки никто в мире не реализовывал подобные проекты», — подчеркнул Чемезов.

Полностью российский самолет

Разработку среднего пассажирского самолета МС-21 вместимостью от 163 до 211 пассажиров ведет корпорация «Иркут» (входит в Ростех). Изначально предполагалось, что его серийное производство должно начаться ориентировочно в 2019-2020 годах, но из-за западных санкций проект пришлось отложить.

  • Кабина МС-21

  • РИА Новости

  • © Алексей Куденко

В 2018 году США ввели запрет на поставку в Россию композитных материалов, которые используются при строительстве лайнера. В результате производство компаундов пришлось наладить в РФ, что заняло некоторое время.

В 2022 году сроки выпуска серии пришлось снова изменить, после того как стало известно, что американские силовые агрегаты для МС-21 поставляться в Россию не будут.

Также по теме

Многоцелевой турбовинтовой самолет LMS-901

Приоритеты авиационной отрасли: как в России создавать самолеты для региональных перевозок

Объединенная двигателестроительная корпорация в 2023 году изготовила четыре опытных двигателя для турбовинтового регионального авиалайнера…

Напомним, изначально предполагалось, что первые серийные лайнеры будут летать на американских двигателях PW1400G-JM. Параллельно с этим планировалось закончить работу над российской установкой ПД-14. Это позволит покупателям выбирать между двумя двигателями.

Однако в результате шагов Вашингтона в серию сразу же пошли МС-21 с ПД-14.

«Серийное производство самолета МС-21 было запланировано на 2019 год. Однако из-за западных санкций срок дважды переносился. Были проблемы, особенно с композитным крылом, несмотря на то, что сама технология была российской — Штаты предоставили только материалы. Из-за этого пришлось строить целый завод, создавать новые материалы и испытывать крыло по-новому. Также конструкторы были вынуждены заменить часть электроники», — главный редактор Роман Гусаров. портала «Авиа.Ру», — сказал в беседе с RT.

При этом, по его словам, в будущем западные санкции уже не смогут помешать реализации этого проекта.

«МС-21 будет полностью российским самолетом, поэтому санкции уже не помешают. В результате Россия станет чуть ли не единственной страной в мире, на территории которой будет полностью локализовано производство гражданских самолетов. так даже в США: Boeing закупает некоторые детали за границей», — пояснил Гусаров.

Заслуженный военный летчик Российской Федерации генерал-майор в отставке Владимир Попов также выразил уверенность, что российский авиапром сможет запустить серийный самолет МС-21 в намеченные сроки.

“Следующий год – реальный срок. Самолет уже сертифицирован, испытан и имеет производственно-технологический потенциал для изготовления. Есть заводы, комплектующие. Есть системы управления, опыт построения композитных крыльев и новый российский ПД- 14. Однако потребуется время, чтобы начать выпускать, например, 20 самолетов в год», — сказал аналитик в комментарии RT.

«Успешная замена ключевых элементов»

В конце декабря 2022 года Минпромторг России сообщил, что МС-21 с российскими двигателями ПД-14 и отечественным композитным крылом получил разрешительные документы от Росавиации.

«Основной лайнер МС-21 получил одобрение на основные изменения в конструкции: это подтверждает успешную замену ключевых элементов самолета на российские — наш двигатель ПД-14 и конструкцию крыла полностью отечественную», — пояснил вице-премьер. Министр. – Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров.

63d4108f02e8bd24612fc9bf

  • МС-21 в ливрее авиакомпании “Россия”

  • © Ростех

Теперь самолету предстоит пройти совместную программу опытно-промышленной эксплуатации, которую проведут корпорация “Иркут” и авиакомпания “Россия”. В рамках этого процесса будет организовано обучение летных инструкторов и летных инструкторов. Ожидается также, что он будет работать над эксплуатационными процедурами и приобретет опыт воздушных перевозок на типичных маршрутах авиакомпаний.

Всего в программе примут участие три опытных самолета МС-21, которые будут базироваться на аэродроме Раменское, где находится летно-испытательный комплекс и разработка ОКБ им. АС Яковлев.

В то же время в России ведутся работы по расширению производства двигателей для обеспечения МС-21 необходимым количеством силовых агрегатов.

Также по теме

Сухой Суперджет 100

«В форме импортозамещения»: как реализуют программу создания нового самолета SSJ

В Ростехе сообщили, что пассажирский отсек доставлен в Новосибирск для проведения сертификационных испытаний.

В ноябре прошлого года стало известно, что Объединенная двигателестроительная корпорация увеличила производственные мощности предприятия ООО «ОДК-Сатурн» в Рыбинске, которое занимается кооперацией по созданию двигателей ПД-14.

В 2025 году будет сдан в эксплуатацию новый производственный корпус на 250 станков. По мнению специалистов Ростеха, к 2029 году это позволит увеличить производство деталей и узлов для серийной сборки до 160 двигателей в год.

Кроме того, с 2027 года рыбинское предприятие станет головной организацией по ремонту силовых установок для МС-21.

На пути к уходу из западного авиастроения

По словам Романа Гусарова, реализация проекта МС-21 дала мощный импульс развитию всей российской авиационной промышленности, которая за последние годы освоила новые навыки.

«Значение этого проекта для гражданской авиации России трудно переоценить. Своим появлением он буквально поднял с колен отечественный пассажирский авиапром. Этот проект – ключ к будущему «гражданской авиации в России», сказал эксперт.

По его словам, МС-21 предназначен для использования в нише среднемагистральных самолетов, наиболее востребованной на рынке.

«Раньше у нас были Ту-154 с такими самолетами. По сути, МС-21 — это современный Ту-154, поскольку он находится в той же нише рынка и охватывает самый массовый сегмент гражданского транспорта», — сказал аналитик. .

63d4126b02e8bd287d679b54

  • Салон МС-21

  • РИА Новости

  • © Алексей Куденко

Гусаров подчеркнул, что постепенный отказ от западных самолетов, о котором говорил Сергей Чемезов, неизбежен.

«Путь ухода из западного авиапрома уже очевиден. Необходимость такого решения наглядно продемонстрировали события 2022 года. И Россия не свернет с этого курса. Дело в том, что Российская Федерация — это огромная страна с суровые климатические условия. А без своего авиапрома государство не может существовать. Многие самолеты регионального класса, которые нам нужны, просто не производятся за рубежом. Например, нет самолета, который можно было бы эксплуатировать на Русском Севере», — пояснил специалист.

Опыт СССР доказывает, что российский авиапром может самостоятельно обеспечить все потребности внутреннего рынка, считает Владимир Попов.

“В обозримом будущем можно будет заменить все западные самолеты на отечественные. В СССР уже был такой опыт: большинство самолетов на линиях СССР были советскими. Их проектировали и строили в Союзе. Уходим от западных поставок позволит нам получить суверенитет на рынке авиаперевозок, по крайней мере, в стране», — заключил аналитик.



Source

ЧИТАТЬ  Посол России заявил о признании США профессионализма российского правительства