Источник: РИА “Новости”

175 лет назад, 24 января 1848 года, в Красноярске родился казак. Именно этому привилегированному сословию, и в особенности енисейским казакам, принадлежавшим к предкам новорожденного, суждено будет стать одним из самых признанных отечественных художников. Звали его Василий Суриков.

Прошлое его время

Во всех энциклопедиях он характеризуется как «русский живописец, мастер больших исторических полотен». Это верно. Но не все.

Василий Иванович гораздо больше, чем живописец. Он, как ни странно, приближается к кинематографу, что можно проиллюстрировать забавным совпадением.

В 1907 году художник выставил свою известную картину «Степан Разин». А в 1908 году появился первый отечественный фильм, продолжительностью шесть минут, который назывался «Вольные люди» и говорил… Правильно — о Стеньке Разине.

Фрагмент картины Василия Сурикова «Степан Разин».

Впрочем, совпадение это или нет — вопрос открытый. В итоге портрет Сурикова вызвал у зрителей массу эмоций, и не всегда положительных. Многие раздражаются: как же так — Стенька Разин здесь, а персидской царевны нет рядом с ним. И почему, собственно, художник не показал «самого интересного», не отразил момент, когда Степан «выбрасывает ее в море набегающей волной»? Вышедший год спустя фильм «Понизовая вольница» во многом утешил недовольных. Там все было по канону – принцесса образцово брошена в воду, после идут финальные титры. На заре кинематографа режиссерам не приписывалась способность создавать на экране напряжение, тревогу, беспокойство, словом, все то, что сейчас вкладывается в термин «sapsens», происходящий от латинского suspendere — висеть.

Но Суриков, будучи живописцем, в совершенстве владел этой техникой. Каждую из его «больших исторических картин» можно использовать как учебное пособие для кинематографистов — посмотрите, как они держат зрителя в напряжении! Вот так нужно построить кадр, чтобы само пространство кричало во весь голос: «Скоро случится что-то ужасное, роковое!».

ЧИТАТЬ  Новые налоговые правила: кто будет платить больше

– Где повешенные?

Никакая другая фотография не подходит для этого. Хотя, вообще, каждый холст — это своего рода стоп-кадр. Но, например, тот же Илья Репин, который показывает трагедию царя Ивана, ранившего своего сына, щедро проливает кровь и показывает бездыханное тело. Однако здесь нет никакой динамики. Если полотно Репина «запустить», как пленку, то Иван Грозный так и останется сидеть, обняв окровавленную голову сына.

Но если он “запустит” картину Сурикова “Утро казни стрельцов”, то с плахи полетят головы стрельцов, на шеях стрельцов затянут пеньковые ошейники, и трупы повешенных будут украсить стены повешенными. Кремль…

«Утро стрелецкой казни» — первое крупное историческое произведение Сурикова. Может быть, поэтому он сдался после слабины.

По словам самого артиста, столкновение происходило следующим образом. Репин пришел к нему в мастерскую и стал настойчиво советовать изобразить хотя бы парочку казненных стрельцов: “Где повешенные? Никто не поверит!” Суриков так и сделал – нарисовал мелом силуэты виселицы. Но через сутки удалил. И вовсе не потому, что старый слуга, говорят, рухнул от увиденного в обморок. Смущаться тут нечего – набросанные мелом силуэты не настолько реалистичны, чтобы напугать до потери сознания даже впечатлительного человека. Просто наличие трупов разрушает замысел художника: «Я хотел передать торжественность последних минут, а вовсе не казнь».

В будущем ни на одной из картин Сурикова мертвым не будет места. Даже на грандиозном полотне «Покорение Сибири Ермаком», где русские стреляют ураганом, а войско хана Кучума выпускает тучи стрел, с большим трудом можно увидеть только трех человек, которых можно считать погибшими. Да и то не факт.

ЧИТАТЬ  ЦБ: Российские банки сохранили стабильность, несмотря на сложный год

За минуту до основного

Эффект саспенса достигается главным образом выбором правильного момента для «стоп-кадра». Развязки пока нет, но все к ней движется. Он движется, но «подвешивается» художником. Точно известно, что лучники погибнут, но они еще живы. Боярыня Морозова одноименной картины кончает жизнь в муках, но пока что она жива…

А тут спецэффекты. О чем Суриков говорил так: “Суть исторической картины – в угадывании. Если соблюдается дух самого времени, то можно допустить любые ошибки в деталях. А когда все по пунктам, это еще и противно”. Здесь художник немного лукавит. Он не ошибся. Намеренно искажают действительность, жертвуя не только исторической достоверностью, но и здравым смыслом. А иногда и то и другое одновременно.

Так было и с картиной «Меньшиков в Берёзове». Здравый смысл подсказывал художнику Крамскому, что выбранная Суриковым композиция не годится: «Если Меньшиков встанет, он головой потолок проломит!» Этот гардероб также не соответствует исторической правде. В Березово Меньшиков жил, конечно, не во дворце, а в довольно приличном доме, который построил сам, потратив на столярные инструменты 150 рублей, а на строительство все 500, что по тем временам было большими деньгами.

Но у Сурикова другая задача. Надо показать, что прежнее «полусильное королевство» обречено. И показывает мастерски. Меньшиков не может по-настоящему подняться — ни в переносном, ни в прямом смысле. Он на самом деле в гробу – узкий и темный.

Тот же трюк с пространством, закрывающим и не выпускающим осужденных, демонстрирует Суриков в «Утре стрелецкой казни». Каждый может убедиться, что на самом деле стена Кремля не сливается с собором Василия Блаженного, а уходит в другую сторону. Но Суриков ломает пространство и историческую правду на коленке, наглядно демонстрируя, что с места экзекуции никто не уходит. Потому что это физически невозможно — стены сошлись, то есть наступили. Нет выхода.

ЧИТАТЬ  СМИ: суд освободил экс-депутата ЦЭНКИ, получившего срок за взятку.

Однако иногда дело обходится без грубых искажений. Недаром однокашники Сурикова называли его «композитором»: «Я больше всех изучал композицию в Академии. Там меня называют «композитором». Я изучал естественность и красоту композиции. Дома он ставил перед собой задачи. и решал их.Он не признавал образцы – все делал сам.

А чтобы никто не запутался, иногда дает подсказки. О своей картине «Переход Суворова через Альпы» Суриков говорил: «Сначала увидь ее так, а потом мысленно проведи диагональ — из левого верхнего угла в правый нижний…».

Мастер исторической живописи. Жизнь Василия Сурикова в картинках

Если вы последуете этой рекомендации, озарение произойдет. Момент выбран, как всегда у Сурикова, «в лоб». С нетерпением ждем развязки – торжественной и роковой. И эта диагональ четко разделяет тех, кто гарантированно выживет, и тех, кому не повезет, кого поглотит альпийская бездна и снег. Дело в том, что слева от диагонали находится только один человек — сам Александр Суворов. А справа все остальные.

Биограф Сурикова, поэт Максимилиан Волошин, писал: «Судьба дала ему кисть вместо казацкой шахматной доски, карандаш вместо копья и сказала: «Ну, теперь выходи!»

Source

от admin