Источник: Рейтер

Минимальная стоимость нового «Суперджета» из российских комплектующих для группы «Аэрофлот» составит 2,256 млрд рублей. ($33 млн по текущему курсу), первые МС-21 и Ту-214 — 3,144 млрд руб. ($46 млн), за которым последовал инвестпроект по льготной аренде российских самолетов, который 11 января одобрил премьер-министр Михаил Мишустин.

В рамках проекта лизинговая компания «Авиакапитал-Сервис» (дочерняя компания Ростеха) купит 63 самолета (34 Superjet New, 18 МС-21-310, 11 Ту-214) и с декабря 2023 года передаст их Группе «Аэрофлот». по январь 2026 года. В ходе реализации проекта стоимость Superjet увеличится на 9,2%, до 2,464 млрд руб. с учетом НДС, а МС-21 и Ту-214 — на 4,5%, до 3,285 млрд долларов, с последующим опубликованием паспорта проекта.

Стоимость всех самолетов достигла 175,4 млрд рублей. 100% этой суммы будет взято из Фонда национального благосостояния (ФНБ).

На них Минфин покупает облигации «Авиакапитал-Сервис» со ставкой купона 1,5% годовых. Основной долг по связанному кредиту должен быть погашен в течение 18 лет с даты передачи Аэрофлоту последнего самолета, то есть до начала 2044 года.

Вице-премьер, глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что проект поставки этих лайнеров «Аэрофлоту» был «полностью согласован» на совещании президента Владимира Путина и правительства, которое также состоялось в январе. 11. . Тогда чиновник сообщил, что для поставки самолетов другим авиакомпаниям планируется принять отдельные паспорта для обеспечения комплексной программы развития авиационной отрасли. По его словам, авиапром готов к выполнению этой задачи, “возможности все восполнены на текущий и следующий год”. Но в некоторых компаниях до сих пор нет заказов на самолеты даже на 2023 год, отметил Путин. “Что вы, правда, валяете дурака? Когда будут договоры? Мне директора компаний говорят: договоров нет. А у вас “все устроено”, – сказал Путин. Мантуров обещал решить проблему за месяц .

Сколько стоил самолет раньше

В 2020 году самолет Superjet первого поколения (с импортными комплектующими) был продан по $32. Летом 2021 года сообщалось, что его цена с поставкой в ​​2024 году увеличилась до $36 млн, сообщили два источника в крупнейших российских лизинговых компаниях. . РБК и подтвердил представитель Промсвязьбанка (его дочерняя компания PSB Leasing поставила авиакомпаниям 59 самолетов Superjet). В то время новые Airbus A220 и Embraer E-Jet E2 можно было купить на рынке за 30 миллионов долларов.

ЧИТАТЬ  Слух: Starfield перенесут на лето 2023 года

Каковы риски реализации проекта

До сих пор «Аэрофлот», крупнейшая российская группа авиакомпаний, как и большинство других авиакомпаний, заказывала самолеты в основном за границей. После начала спецоперации в Украине западные страны ввели беспрецедентные антироссийские санкции. Запрещают поставку в Россию новых самолетов и комплектующих, а также их техническую поддержку.

В сентябре 2022 года Аэрофлот подписал с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) протокол о намерениях на покупку 339 самолетов российского производства. Он предусматривает аренду 210 самолетов МС-21, 89 самолетов Superjet New и 40 самолетов Ту-214 с 2023 по 2030 год. В этот список включены 63 лайнера, которые будут предоставлены в рамках нового инвестиционного проекта.

Но у проекта поставки первого нового самолета российского производства по этой программе есть слабые места, говорится в постановлении. Среди них:

  • высокие эксплуатационные расходы российских самолетов;
  • недостаточный конструктивный ресурс российского самолета по сравнению с зарубежными аналогами;
  • ограниченное количество квалифицированного персонала для создания, эксплуатации и обслуживания самолета.

Правительство также называет угрозы реализации проекта длительными сроками производства самолета, ограничениями на поставку иностранных комплектующих и задержками в сертификации самолета. Так, ожидается, что первый Superjet New поступит в «Аэрофлот» в декабре 2023 года. Но пока планируется только сертификация этого самолета, а его поставки начнутся в 2024 году, заявил на пресс-конференции глава ОАК Юрий Слюсарь. конец декабря 2022 года.

Самолет Ту-214 нужен «Аэрофлоту» с экипажем из двух человек, а не из трех, как сейчас предлагает его производитель, отметил тогда же в интервью РБК глава перевозчика Сергей Александровский. При этом он не видел «значительных капиталовложений», необходимых для ввода в строй новых типов самолетов. «Очевидно, что как первый заказчик с колоссальным контрактом мы должны были получить льготные условия. Переговоры были сложными, напряженными, но стороны пришли к соглашению», — сказал он.

ЧИТАТЬ  Корреспондент «Известий» показал работу артиллеристов на «Акации» зимой.

Вывод на рынок новых типов самолетов в любой стране мира полон рисков и трудностей, но они временны и преодолимы, сообщили РБК в пресс-службе госкорпорации Ростех (включая ОАК и «Авиакапитал-Сервис»). ).

Указание «слабых сторон» и «рисков» является обязательной частью любого инвестиционного проекта. Если инвестиционный проект поддержан, то его положительные эффекты сильнее, укажите здесь.

В Ростехе пообещали, что существующая сегодня проблема зависимости от импортных систем и агрегатов будет решена. «МС-21 и Superjet, поставляемые «Аэрофлоту», будут полностью русифицированы», — говорится в сообщении госкорпорации.

Насколько уникально проектное финансирование

До недавнего времени правила вложения средств Фонда национального благосостояния предполагали, что они не могут превышать 25% от общего объема проекта, заявил весной 2021 года министр финансов Антон Силуанов. Но затем эта планка была поднята до 40 %. Инвестпроект по льготной аренде российского самолета предусматривает, что средства фонда покроют 100% всех затрат. «Учитывая стратегическую важность проекта, было принято решение о его финансировании из ФНБ по льготной ставке 1,5% и без завышенных требований по возврату», — сказал Мантуров на встрече Путина с правительством.

Решение со стороны ФНБ в финансировании проекта принимается в индивидуальном порядке, отмечает пресс-служба Минэкономразвития. Базовая цифра составляет не более 40% средств фонда, но в исключительных случаях она может быть пересмотрена. Правила размещения средств ФНБ допускают такие исключения, при которых на них приходится 100% финансирования: «Размещение средств Фонда национального благосостояния в разрешенных финансовых активах, связанных с реализацией инфраструктурных проектов, в размере более ограничения, установленные абзацем первым настоящего пункта, допускается на основании отдельных решений Президента Российской Федерации или Председателя Правительства Российской Федерации.

Решение о 100% финансировании строительства и закупке 63 самолетов из Фонда национального благосостояния не позволит затягивать реализацию проекта из-за сложностей привлечения внебюджетного финансирования в настоящий момент на приемлемых для финансовой модели условиях, представитель. указывает Минэкономразвития.

Это решение также позволит вывести на рынок новый тип машин по привлекательной коммерческой цене в текущей экономической ситуации, добавляет представитель Минпромторга. Поставка отечественных самолетов для авиакомпаний на фоне ухода западных производителей — проект государственной важности, отмечает пресс-служба Ростеха. «Для запуска процессов производства и поставок современных самолетов стратегически важно выстроить соответствующую модель финансирования и взаимодействия государства, промышленности и авиакомпаний. Такие инвестиционные проекты помогут стране восстановить свои позиции на рынке гражданских самолетов, “, – сообщили в пресс-службе госкорпорации.

ЧИТАТЬ  Версия эмулятора Vita3K для Android будет поддерживать пользовательские драйверы

Средства Фонда национального благосостояния направляются на реализацию проектов как на принципах проектного финансирования, так и корпоративного финансирования. При финансировании проекта обычно используется комбинация источников, напоминает Сергей Игнатущенко, директор фандрайзинговой группы «Кепт»: акционерное финансирование, банковские кредиты и средства ФНБ. Использование средств фонда позволяет смягчить долговую нагрузку проекта за счет льготной ставки и долгосрочного характера финансирования, а заемное финансирование обеспечивает нормативы покрытия платежей по заемным средствам (своего рода подушка) уменьшить. риски дефолта, отмечает эксперт.

Если проект финансируется только за счет средств ФНБ, которые, по сути, являются кредитами, необходимо обратить внимание на риск обслуживания кредитов из ФНБ при недостаточности поступлений лизинговых платежей от авиакомпании. какое-то время, предупредил Игнатущенко. Такая ситуация может возникнуть в случае реализации коммерческого риска по любой причине. Важно обеспечить устойчивость финансовой модели, которая должна учитывать как текущую долговую нагрузку инициатора проекта («Авиакапитал-Сервис»), так и превышение прогноза арендной платы над обязательными платежами по возврату средств от Национальный. Благотворительный фонд, заключает.

Финансирование проекта на 100% из средств Фонда национального благосостояния — нетипичная ситуация, отмечает Александра Галактионова, генеральный директор исследовательской компании Sherpa Group. Среди исключений из этого правила она называет участок трассы Казань-Екатеринбург (Дюртюли-Ачит) стоимостью 260,5 млрд рублей, который на 100% финансируется фондом. При 100% финансировании из ФНБ проект становится условно «менее ликвидным», а финансовые риски полностью за счет фонда, продолжает Галактионова. Но в большинстве случаев суммы, вложенные ФНБ, сопоставимы; На различные проекты выделено 150 миллиардов рублей. и многое другое, делаю вывод.

РБК направил запрос в пресс-службу Минфина.

Артём Кореняко, Тимофей Дзядко

Во время загрузки произошла ошибка.

Source

от admin