Вместо всего: российские авиакомпании заменят импортные детали в западных самолетах
Детали для западных самолетов будут разрабатываться и производиться в России. Как выяснили «Известия», S7 Technics совместно с «Росатомом» уже приступили к созданию различных тормозных фильтров и дисков. Авиакомпания также ищет замену лакокрасочным материалам. Это было необходимо для прекращения зарубежными провайдерами сервисной поддержки перевозчиков РФ на фоне санкций. Пока S7 сама может отремонтировать только 17% импортных деталей двигателя и 67% систем самолета. Но, по мнению экспертов, компания продвинулась в этом направлении больше, чем кто-либо другой в России.
S7 Technics, инжиниринговая дочерняя компания крупнейшей в России частной авиакомпании S7 Airlines, и корпорация «Росатом» приступили к опытно-конструкторским работам по замене импортных комплектующих для иностранных самолетов. Виталий Сусанин, заместитель генерального директора по технической поддержке, главный инженер S7 Technics, рассказал о профильной конференции MRO Russia & CIS.
– С Росатомом в рамках сотрудничества с НИИграфит и ФЭИ («Физико-энергетический институт имени А.И. Лейпунского», оба института входят в периметр корпорации. — «Известия») начата совместная разработка и производство фильтров для воды и воздуха. Мы также работаем над тормозными дисками», — сказал он.
Фильтры С7 разработаны в ФЭИ, а углерод-углеродные тормозные диски и другие аналоги для компаундного ремонта разработаны в НИИграфите с последующей их презентацией.
Прототипы фильтров для воды и HEPA (используемых для очистки воздуха) уже изготовлены, их предстоит испытать в самолете и сертифицировать, прежде чем их можно будет использовать, — рассказал Виталий Сусанин. Но ряд проектов с индустриальными партнерами пока только в стадии разработки, уточнил он.
В департаменте коммуникаций «Росатома» подтвердили «Известиям» участие ФЭИ в разработке и производстве водяных и НЕРА-фильтров для установки на иностранные самолеты.
«Информации о других перечисленных проектах у нас нет», — заявили «Известиям» в корпорации.
В пресс-службе S7 дополнительных комментариев не предоставили.
Институты и разработчики
Среди других промышленных партнеров S7 Technics — Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ) и компания «Русские краски», отметил Виталий Сусанин. С ними перевозчик попытается найти замену импортным лакокрасочным материалам.
С «Авиационными красочными технологиями» ведутся исследования аналогов растворителей и моющих средств, с разработчиком ПИК и СКБТ — работы по реверс-инжинирингу и изготовлению различных элементов и направлений, — поделился планами Виталий Сусанин.
– Мы также начали работу над крупными изменениями (в конструкции самолета. — «Известия») в краткосрочной перспективе. Мы уже этим занимаемся с коллегами из уполномоченного органа», — добавил он.
В презентации топ-менеджера уточняется, что основные модификации включают замену шин, тормозов и ремней безопасности.
Пока действующий сертификат S7 Technics допускает незначительные модификации только 67% бортовых систем. Кроме того, этот сертификат распространяется только на 56% всех типов иностранных самолетов, эксплуатируемых в России, уточнили на конференции представители S7.
«Известия» направили запрос в пресс-службу Росавиации и во все указанные промышленные предприятия и учреждения.
Ремонт двигателя
В сентябре 2022 года S7 Technics также открыла в Шереметьево цех по капитальному ремонту американо-французских двигателей CFM56. Это первые в стране объекты по доработке этих агрегатов. По оценкам компании, CFM56 установлены примерно на 400 самолетах семейств Airbus A320 и Boeing 737, которые летают в России. Они перевозят 70 млн пассажиров в год, сообщил директор по ремонту силовых установок S7 Technics Алексей Старков. Всего в 2022 году российские авиакомпании перевезут 95 млн человек.
На сегодняшний день S7 освоил ремонт только 17% деталей двигателей CFM и не завершил ни одного капитального ремонта, но в настоящее время в эксплуатации находится шесть экземпляров, сообщил топ-менеджер. В планах, в частности, научиться восстанавливать геометрию изношенных изделий, добавил он.
Тормозные механизмы испытывают повышенные нагрузки в каждом полете, поэтому диски востребованы на продукцию, образно говоря, расходный материал, пояснил «Известиям» исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев. По словам эксперта, углерод-углеродные диски обладают повышенной износостойкостью и могут поглощать и рассеивать больше энергии, что делает их более эффективными.
В принципе, эта технология освоена в России, но улучшение характеристик используемых материалов повысит износостойкость тормозов, а это поможет снизить себестоимость авиакомпаний, пояснил смысл данной разработки S7 эксперт.
Что касается ремонта двигателей, то, по словам директора по исследованиям и развитию компании «Инфомост» Алексея Синицкого, дальше всех в РФ в этой области продвинулась S7 Technics, компания развивает это направление уже несколько лет.
«Современный ТРДД — одна из самых сложных, если не самая сложная, инженерно-конструкторская конструкция. Его ремонт требует высокого мастерства и дорогостоящего оборудования. Но надо признать, что S7 Technics еще не освоила все технологии для полного ремонт двигателя, особенно если речь идет о газогенераторе (его еще называют горячей частью двигателя), пояснил эксперт.
Двигатели семейства CFM56 являются наиболее распространенными в мире для самолетов средних размеров. А ремонт двигателей большой тяги и размера для дальнемагистральных самолетов в РФ (например Боинг 777) практически не освоен. При том количестве таких самолетов, которые эксплуатировались российскими авиакомпаниями, раньше осваивать эти технологии в РФ было экономически бессмысленно, пояснил Алексей Синицкий.