Всесоюзный конкурс человекоподобной робототехники в СССР. Как это было?
В 1966 году в пятом номере журнала «Техника — молодежи» появилось объявление о начале всесоюзного конкурса на лучшую конструкцию человекоподобного робота.
Сам конкурс поначалу особого ажиотажа не вызвал, и организаторам даже пришлось продлить его еще на полгода, до лета 1967 года. Но первые публикации работ, представленных в ноябре 1966 года, вызвали поток новых писем. Награждение победителей конкурса показывали по центральному телевидению, а с малоизвестной на тот момент 18-летней девушкой связана забавная история, для которой это тоже было одно из первых шоу на ТВ.
Песня “Робот” закончилась, и тут, в полном соответствии с нашей идеей, из-за колонны вышел спрятанный до сих пор 200-килограммовый “Сибиряк-2” – он сделан в Омском ПТУ – и возложил букет цветов. Видимо, он в спешке забыл предупредить певицу, тот с воплем отказался от стального монстра, а потом, вспомнив пленочный фотоаппарат, пытается достойно взять букет. Но механизм руки робота, как назло, застрял, и не отпускает. Наконец, певица буквально рвет цветы и почти в слезах убегает. Развлечение, как ни в чем не бывало, с присущей ему светскости, объявило: «Пугачева сделала»…
Юрий Филатов, заместитель главного редактора журнала «Техника для молодежи»

После телепередачи поток писем хлынул с нарастающей силой. Так в последующие годы в журнале проходила дискуссия «Кто ты, робот?» (для чего художник Леонид Рындич сделал опознавательный штамп с витиеватой надписью “Робот, мой милый робот”), так как у нас в РобоУнивере в январе этого года прошел второй заочный конкурс “71 – РОБОТ-72”, и все – демонстрация союза роботостроителей в 1973 году.
Но нам интересно сказать, что роботы смогли собрать в учебных заведениях и на станциях юных техников того времени, посмотреть на их конструкцию и, по возможности, узнать их предназначение. Будем ориентироваться на публикации в журнале «Техника-Молодежи»: № 11 за 1966 г. и № 2,6 и 8 за 1967 г.
Борис Василенко и робот «Нептун»

Робот «Нептун» (как и его «собрат» Электрон) создан в Калининградском профессиональном училище (ГПТУ-9). Робот был построен из корпусов списанных глубоководных гидрокостюмов. Вместо портов в шлем вставили оргстекло, а в такой «голове» разместили «органы чувств», закрепленные на пластиковом буе. Помимо привычного для человека зрения и слуха, эти роботы смогут распознавать радиоактивный фон и реагировать на его повышение звуковыми и световыми сигналами и позиционируются как помощники для проведения исследований в опасных условиях.
С помощью газового счетчика робот может реагировать на радиоактивность. В нескольких метрах от опасной зоны предупреждают о радиоактивном заражении звуковыми, речевыми и световыми сигналами. Робот также способен видеть свет (фотореле), «слышать» звук (микрофоны), чувствовать тепло (термопары). С помощью сложной контактной системы и блока звукового локатора, работающего по принципу отражения звуковых колебаний от окружающих предметов, он замечает препятствия на своем пути и ловко их обходит.

Поведенческие программы робота записывались на магнитную ленту. AFP-1 – наиболее часто используемый двухдорожечный магнитофон. На первую звуковую дорожку была записана речь робота, а на вторую записаны командно-управляющие импульсы, что позволило сохранить несколько тысяч различных команд. Через реле, установленное в регистраторе, импульсы управляли движением шагового искателя, к которому были подключены все остальные механизмы. За движение робота отвечали реверсивные мотор-редукторы (2МС-250 и 2ПП-40). Энергия подавалась от аккумуляторов, энергии хватило на 8 дней. Нептун имел рост более двух метров и вес 196 килограммов, при этом он мог двигаться со скоростью от 2 до 5 км/ч. Управлять роботом можно было не только по заранее записанной программе, но и в режиме реального времени, отдавая команды по УКВ-радиосвязи.

В результате в школе было создано около двух десятков роботов разных типов, а «Нептун» сохранился до наших дней и находится в одном из музеев Калининграда. И именно он в 1967 году вместе со своим автором «взял» главный приз конкурса — мотоцикл.
робот-секретарь ARS
АРС (сокращение от «автоматический робот-секретарь») был создан Борисом Николаевичем Гришиным. Этот человек не был ни ученым, ни изобретателем. Работал учителем рисования в железнодорожном техникуме города Калуги. По итогам конкурса робот ARS был награжден за самую сложную конструкцию. Но, к сожалению, автор не смог представить кадры.

АРС обладал уникальными даже для нашего времени особенностями:
-
Он мог разбудить хозяина в нужный момент, включить запись с утренней зарядкой и вспомнить, какие дела запланированы на этот день;
-
мог отвечать на телефонные звонки и точно записывать;
-
он мог взять трубку и отнести к своему начальнику, а если он попросит, то сделать звонок самому;
-
реагировать на голосовые команды: мог позвонить нужному человеку в заданное время, позвонить в справочную, вызвать пожарную команду или скорую помощь, ориентироваться на показания специальных датчиков в квартире;
-
включать бытовую технику и свет в нужное время;
-
регулировать нужную температуру в квартире, открывая и закрывая краны на радиаторах отопления;
-
он мог даже сам встречать гостей и угощать их напитками.
Целью создания этого робота не было развлечение. Мать Бориса Николаевича была тяжело больна и в качестве помощника по уходу за ней был создан робот АРС.

АРС весил около ста килограммов и имел модульную конструкцию в виде отдельных блоков с разъемами. В роботе было минимум электроники, электромеханическое управление. АРС “звучала” из-за двух магнитофонов: “моталка” на обычную ленту и многодорожечная на восемнадцатимиллиметровую ленту, куда и записывалась речь.
Робот перемещался с помощью тринадцати электродвигателей. Особенно сложной была его механическая рука, механизм которой позволял ему брать бутылку, наливать жидкость в стаканы, затем ставить бутылку на место, снова поднимать стакан и подносить его к человеку.

Сейчас АРС является экспонатом Государственного музея истории космонавтики в Калуге.
Робот “Сибиряк-2”

Робот, напугавший Аллу Борисовну, создали в Омской городской школе (ГПТУ-2) для павильона профессионального образования на ВДНХ. По замыслу создателей, это должен был быть механический гид, который рассказывал бы посетителям об экспонатах выставки. «Сибиряк-2» мог быть не только проводником в выставочных залах, но и продавцом или распространителем лотерейных билетов, литературы, мог рекламировать товары в магазинах или натирать паркетные полы.
Робот состоит из 19 блоков: основной блок управления движением ног, головы и правой руки, поворотом туловища; программатор; реле времени. Робот питался от сети, управлялся опять же командами с магнитной ленты, которые с помощью аудиореле и программатора преобразовывались в программные импульсы, которые поступали непосредственно к блокам ног, рук и речи. Сибиряк-2 управлялся автоматически и вручную. Дальнейшая судьба этого робота неизвестна, но в 1971 году Технике-Юности была представлена новая версия робота под названием Сибиряк-3.
Робот “Сепулька”
«Сепулк» был спроектирован и изготовлен советским экспериментальным заводом наглядных пособий и демонстрационного оборудования фирмы «Знание» в 1962 году. Он мог передвигаться по полу с помощью небольших колес, приводимых в движение электродвигателями. Колесики во время движения имитируют траекторию ног в ботинках. Электропитание робота осуществлялось от сети 220 В электрическим шнуром с вилкой. Демонстрируемая роботом речь записывалась на магнитную ленту, которая проигрывалась на кассетном магнитофоне.

Создатель-конструктор Михаил Александров взял свое имя из рассказов Станислава Лема. Робот совершил экскурсию по комнате робототехники в историческом здании музея. А вот назвать «Сепульку» полноценным роботом можно лишь условно: речь, которую он произносил во время экскурсии, записывалась на встроенный диктофон, а движения контролировались дистанционно оператором. Но это не помешало Сепульке оставаться любимцем публики на протяжении нескольких десятилетий.

Сейчас «Сепулька» — экспонат Московского политехнического музея.
Робот Рид играет в домино
Этого робота собрали трое школьников: Виктор Кушнаревич, Петр Обрезанов и Михаил Фейнгольд из кружка кибернетики областной станции юных техников города Харькова. В 1964 году РИД экспонировался на ВДНХ СССР. Из девяти сыгранных там игр робот выиграл пять.

РИД имел релейно-контактное устройство и мог играть с двумя «живыми» соперниками. Игровые кости помещались в игрока. От него сигналы поступали в блок памяти. Чтобы РИД мог распознать индекс кости, на лицевую часть каждого нанесено два дополнительных знака. Робот мог запоминать уже сыгранные им и его противниками кости, анализировать их фишки домино и выбирать правильную программу в соответствии с тем или иным ходом.

Программа робота была «закодирована» на плате и могла быть изменена только сваркой. РИД был неподвижен и больше походил на игровой автомат, чем на андроида, но мог «наблюдать» за тем или иным противником, и даже «кидать» игровые кости на стол из руки.
Герой робота “РУМ” Вадима Мацкевича

Он был построен школьниками на станции юных техников в городе Щелково Московской области в 1960 году. Он имел высоту два метра и вес около двухсот килограммов. В качестве узла в нем использовались механизмы наведения от автопилота самолета. Почему «киногерой»? Внешний вид робота вдохновлен советским научно-фантастическим фильмом «Смерть сенсации». Студенты смотрели его в режиме стоп-кадра и перемотки, зарисовывая визуальный стиль и записывая поведение главного героя, робота.
Робот выполнил 18 команд, вперед, назад, вправо, влево и т.д. Для программирования необходимо было пометить программу в виде импульсов телефонной звонилкой на пульте управления и передать ее роботу по радио. Робот мог двигать руками, а с помощью соленоидов даже сжимать пальцы. Если на него был направлен луч фонарика, то он движется в его сторону из-за фотодатчиков в его голове.

Робот также мог управляться звуком (свистом) и мог воспроизводить заранее записанную речь. У него был фонарик: робот понимал команды по голосу, даже если у него не было модуля распознавания. Все стало гениально просто. Робот реагировал на количество звуковых импульсов в команде: СТОП (1 импульс), ПРЯМО-ВХОД (2 импульса), ИДТИ-ВЛЕВО-ВХОД (3 импульса). До наших дней робот, к сожалению, не сохранился.
Как видите, история отечественной робототехники имеет довольно глубокие корни, к ней присоединились школьники и студенты. Да, на первом конкурсе большинство писем было только с описанием идей, а собрать готовых роботов мог далеко не каждый. Но своей миссией он поставил популяризацию робототехники. Мы в свою очередь тоже мы продолжаем обучать следующее поколение робототехников. Вы сталкивались с робототехникой в детстве и пытались собрать своего собственного робота?