Вы помните, как все начиналось?
В 21 веке человек, не владеющий хотя бы одним языком программирования, будет считаться неграмотным.
Мой отец
В качестве пролога
Однажды ночью я проснулся и понял: «Хочу написать статью для Хабра». Но о чем? Но я родился в прошлом веке, и, как говорят современные дети, «я видел больше динозавров». Вернее, я застал время, когда не было сотовых телефонов, проводных в квартирах. По ТВ транслировались два канала, которые называются так: первый и второй. И игры были либо в дороге – подвижные, либо тихие, как шахматы и морской бой. При этом вся моя жизнь так или иначе связана с информационными технологиями. В детстве я изучал программирование по книжкам, потом делал джойстики из мыльниц, а первый сайт спроектировал в 1995 или 1996 году. И, несмотря на это, я не стал ни миллионером, ни основателем стартапа, ни даже профессиональным программистом . Я живу не в Калифорнии и даже не в Москве. Как и большинство моих друзей и знакомых.
Эта статья или серия статей, как выясняется, только возможна и является попыткой осмыслить сложившуюся ситуацию, а заодно вспомнить, с чего все начиналось.
Глава первая «До цифровых технологий»
Первое знакомство с информационными технологиями начинается с аккаунта. Кто-то помнит, а кто-то нет, но в прошлом веке было такое устройство, состоящее из деревянного каркаса, нескольких рядов металлической проволоки с нанизанными на нее деревянными цилиндрами. Он использовался для выполнения простых арифметических операций, таких как сложение, вычитание, умножение и деление. Операции проводились путем перемещения узлов слева направо. Каждая строка представляет собой цифру числа. Ряды над четырьмя костями обозначают целые числа: единицы, десятки, сотни, тысячи и т. д. Те, что располагались ниже, были десятыми, сотыми и тысячными. К своему стыду, я всегда думал, что четыре костяшки помогают считать только десятичные дроби. И только при подготовке этого материала я узнал, что они являются данью традициям и служили для счета четвертаков и полтинников, существовавших до 1916 года.
Сложение и вычитание делались постепенно. Умножение можно заменить сложением чисел соответствующее количество раз. Было сложно использовать этот инструмент для деления, но вы можете, приспособившись использовать аналогичный алгоритм для деления по столбцу.
Да и счета не предназначались для сложных математических расчетов, а использовались в основном в магазинах для расчета сумм к оплате и суммы сдачи.
Бабушка использовала счеты с невероятной скоростью. Особенно мне понравился звук, с которым сталкивались костяшки пальцев. Поэтому я часто щелкаю, как это делают современные дети компьютерной клавиатурой. Да, он также использовал его как средство передвижения по комнате, поворачиваясь и сидя на лошади.
Вторым математическим инструментом, с которым я познакомился в детстве, была логарифмическая линейка моего отца. Это точно так, как на фото. Даже цвета одинаковые. Кстати, он до сих пор где-то в его ящиках. Если хорошо поискать, то можно найти.


Это устройство, помимо простых арифметических операций, уже позволяло возводить в степень, вычислять корни, логарифмы и тригонометрические функции. Линейка была стандартной, длиной 30 см. Принцип его работы заключался в преобразовании внутренней части по сравнению с внешней. Например, для вычисления произведения двух чисел начало скользящей шкалы соединялось с первым множителем, а результат располагался перед вторым множителем, расположенным на скользящей шкале. Разделение производилось в обратном порядке.
На обратной стороне были непонятные мне на тот момент надписи. Кстати, я думаю, что некоторых из них я не понимаю и сейчас. Хотя здесь написаны только общепринятые математические константы и другие справочные данные.
Отец много раз показывал мне, как пользоваться этим инженерным чудом, но мне ни разу в жизни не удалось им воспользоваться. Кроме того, скоро у нас появится новое устройство.
И стали дополнением Феликс-М, прозванный в народе «железный Феликс». Говорят, что этот прибор был назван в честь Феликса Эдмундовича Дзержинского, одного из известных деятелей революции и создателя ЧК. Но это не о нем.

Аппарат был написан на заводе, где работал мой отец, и привезен домой посмотреть мне и «поиграть».
Как следует из названия, с помощью арифмометра также можно было производить простейшие математические операции: сложение, вычитание, умножение и деление. Кроме того, первая цифра устанавливалась рычажком в верхней части, затем поворачивалась ручка и цифра переносилась на циферблат внизу. Затем устанавливалось новое число и снова поворачивалась ручка, а результат операции отображался на циферблате. Чтобы вычесть, перо приходилось крутить в обратную сторону. Умножение, как и деление, производится поворотом ручки необходимое количество раз.
Во время работы устройство издавало громкий металлический звук, который ласкал слух ребенка и служил отличным развлечением.
Жизнь девайса закончилась неудачей, разбирая его с целью подарить мне, но я подозреваю, что отец еще больше интересовался своим девайсом. Винты и гайки пошли на бытовые нужды, а диски и кузов долгие годы таскали в гараж. Может они еще где-то под завалами запчастей.
Сейчас все эти приборы выглядят как музейные экспонаты, а когда-то они были настоящими и использовались в разных организациях и НИИ, да и логарифмическая линейка тоже летала на Луну. Да и в произведениях фантастики той эпохи нет-нет, и покорители дальнего космоса взяли их в свои руки, и добавили машин для расчета межзвездных перелетов.
Но все эти полезные изобретения использовались мной не по назначению и очень быстро продвигались с тех пор, как у нас появился первый калькулятор. А теперь это была машина.
Но это совсем другая история…