16 мая 1947 года в Ленинградском доме кино состоялась премьера фильма “Золушка”. Фильм был поставлен режиссёрами Надеждой Кошеверовой и Михаилом Шапиро. Сценарий фильма был написан Евгением Шварцем по сказке Шарля Перро, написанной в 1697 году. Правда, не все знают, что сюжет о принце, который ищет возлюбленную по потерянной туфельке, встречался ещё в древнеегипетских папирусах.

Сказку Шарля Перро кинематографисты начали использовать как основу своих фильмов чуть ли не с момента изобретения кинематографа. Например, считающийся основоположником игрового кино Жорж Мельес в 1899 году снял по этой сказке короткометражный фильм. Но фильм Кошеверовой и Шапиро стал первой в истории кино полнометражной игровой экранизацией этой сказки.

Фильм Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро “Золушка” стал одним из лидеров советского кинопроката 1947 года, собрав в кинотеатрах 18 миллионов кинозрителей. По этому показателю “Золушка” уступила только “Сказанию о земле Сибирской” Ивана Пырьева и “Подвигу разведчика” Бориса Барнета.

Существует полулегенда о том, как родился замысел создания фильма. Якобы, Надежда Кошеверова в 1944 году, проходя по коридорам Комитета по кинематографии, встретила Янину Жеймо, с которой была знакома ещё с 20-х годов. Жеймо в тот момент переживала личную драму из-за начавшегося семейного разлада с мужем, известным кинорежиссёром Иосифом Хейфецом, выглядела совершенно несчастной. Кошеверовой, которой захотелось пожалеть и подбодрить подругу, тут же пришла в голову мысль снять фильм о Золушке, в котором Жеймо сыграла бы главную роль. И она тут же поручила Евгению Шварцу писать сценарий будущего фильма.

На мой взгляд, такая встреча вполне могла иметь место. И, вполне вероятно, что именно она подтолкнула Кошеверову к идее снимать Жеймо в роли Золушки. Но само решение делать фильм по сказке Шарля Перро, наверное, было продиктовано немного иными причинами. Чтобы понять эти причины, давайте вспомним, чем был характерен 1944 год. Открытие Второго фронта, выход советских войск на довоенные границы Советского Союза. Эти события создали предпосылки для своего рода “микро-оттепели”. Проявлением такой “микро-оттепели” в культурной сфере стало решение руководства кинематографической отрасли сделать фильм по западной сказке. Ведь до этого момента в СССР снимались фильмы-сказки, основанные исключительно на русских народных сказках или произведениях русских писателей: “По щучьему велению”, “Василиса Прекрасная”, “Кащей Бессмертный” и т.п. Сказка Шарля Перро как никакая другая соответствовала коммунистической идеологии, поскольку её главная героиня была типичным представителем угнетаемого класса.

Что касается назначения Янины Жеймо на заглавную роль в экранизации сказки Шарля Перро, то с этим всё было далеко не так просто. Наталья Трауберг, дочь известного советского кинорежиссёра Леонида Трауберга, написала “Историю создания «Золушки»“, основанную на личных воспоминаниях, а также на интервью с историками и деятелями искусства. В этом эссе она приводит слова историка Льва Лурье: “Янина Жеймо не киноактриса по профессии, она из цирковой семьи. И начинала как акробат, наездница. У нее были цирковые профессии. Но с 20-х годов она начинает сниматься. И перед войной снялась в главной роли в фильме «Подруги». Там ее приметил Иосиф Виссарионович Сталин, который был вообще синефил, ни одного советского фильма не пропускал. Заметил, и она ему страшно не понравилась. Тем не менее, в 1944 году, Кошеверова, режиссер «Золушки», решает выбрать именно Янину Жеймо на главную роль. При том что ей было уже 37 лет, и она была не инженю, а травести, то есть обычно играла мальчиков. Все были против: руководство киностудии, администрация.” 

К словам Лурье Наталья Трауберг добавляет: “Жеймо не нравилась, ее не хотели видеть в качестве главной героини. … Ее все прекрасно знали, но ставить ее, и польку по национальности к тому же, в центр такой масштабной картины, как «Золушка» казалось нонсенсом. Начинается операция по выдавливанию Янины Жеймо из съемочной группы «Золушки». Пробовали какую-то балерину молоденькую по фамилии Мазун… Я помню, я пришла на студию, она стояла, эта девочка, очень хорошенькая, конфетная такая. Но Евгений Шварц не хотел ничего этого слышать. Он твердо настоял на выборе Жеймо. Золушка не должна была походить на диснеевскую полногрудую барышню, такие давно наскучили Принцу. Его может привлечь только доброта, детская непосредственность и невинность. Это никто не мог сыграть лучше Жеймо, несмотря на ее 37 лет.”

Янину Жеймо на роли Золушки отстоять удалось. Но кинематографическое начальство отыгралось по-своему: когда решался вопрос о выделении цветной плёнки для съемок, “Золушке” было отказано. А ведь всем было известно, что фильм изначально задумывался как цветной, и были разработаны соответствующие костюмы и декорации. Конечно, отсутствие цвета в картине снизило её зрелищность. И я считаю абсолютно оправданным и справедливым решение о колоризации этого фильма, принятое в 2009 году. Но! Вот что примечательно: после “Золушки” Кошеверовой и Шапиро было снято ещё несколько полнометражных версий этой сказки (телеверсии и анимационные фильмы я не рассматриваю). В том числе яркие и многокрасочные фильмы Кеннета Браны 2015 года, или Кэя Кэннона 2021 года и т.д. Но зрители, если судить по оценкам, выставленным как на Кинопоиске, так и на IMDB, всё равно выше всех оценивают советскую версию 1947 года. Даже по прошествии семи с лишним десятилетий с момента выхода картины на экраны 66% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили ей оценки от 8 до 10, а 26% пользователей оценили фильм высшим баллом – “десяткой”.

Наталья Трауберг в своем эссе пишет: “Если посмотреть на съемочную группу «Золушки» трезвым взглядом советского кадровика, поймешь, что выглядела эта компания крайне сомнительно. Режиссер Михаил Шапиро, женат на родственнице Троцкого Жанне Гаузнер. Художник Николай Акимов — ученик белоэмигранта Юрия Анненкова. Композитор Антонио Спадовеккиа — итальянец. Артисты. Янина Жеймо (Золушка) — полька. Фаина Раневская (Мачеха), только что отстранена партийным решением от съемок в фильме «Иван Грозный». Подруга А. А. Ахматовой. Алексей Консовский (Принц), из семьи врагов народа, расстреляны отец и брат. Меркурьев (Лесничий) — женат на [дочери] Всеволода Мейерхольда. Сценарист Евгений Шварц, друг репрессированных Заболоцкого и Олейникова. Они были единомышленники, люди прошлого и люди с очень сомнительным прошлым. Они задумали декамерон, это была попытка уйти от советской действительности в мир сказки, где действуют совершенно другие законы. В 45-ом это было еще возможно, и на съемочной площадке «Золушки» была такая же волшебная атмосфера, как и на экране.” Может быть, в этом и заключался секрет создания фильма, не теряющего своей прелести на протяжении десятилетий?

Фильм “Золушка”, образно говоря, “едва успел вскочить на подножку последнего вагона”: вышеупомянутая “микро-оттепель” закончилась сразу после его премьеры. Надежда Кошеверова смогла снять следующий фильм только 6 лет спустя, в 1953 году, Михаил Шапиро – и того позже, через 9 лет, в 1956 году. Янина Жеймо свою следующую роль получила только в 1954 году. После чего уехала в Польшу.

С учетом сказанного рейтинг фильма Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро “Золушка” по версии FilmGourmand’а составил 7,970, благодаря чему он занял 762-е место в Золотой Тысяче.

https://filmgourmand.livejournal.com/134336.html

READ  В ХМАО увеличили количество бюджетных мест в вузах

от admin